Мир технологий и гаджетов уже давно вытеснил многие процессы, которые раньше казались естественными. Теперь нам почти всегда можно обойтись без письма от руки, пеших прогулок или чтения энциклопедий — ведь всё можно узнать, погуглив. Но это не значит, что данные навыки теперь бесполезны и никому не нужны.
Ровно наоборот. Современные технологичные помощники значительно облегчают нам жизнь, но злоупотребляя ими, мы лишаемся главного — перестаём тренировать наш самый нужный механизм — мозг. А без тренировок мозг теряет свои силы.
Один из самых часто применяемых навыков — устный счет. И именно он отлично тренирует мышление. Казалось бы, зачем уметь быстро считать в уме, если под рукой теперь всегда калькулятор — в смартфоне, на компьютере или планшете, даже в некоторых часах уже есть такая функция.
Но мы недооцениваем этот навык. Дело не только в умении складывать, умножать, вычитать и делить числа между собой. Устный счет помогает планировать семейный бюджет, совершать более выгодные покупки, считать проценты по кредиту и переплату. И это только малая часть повседневных ситуаций, в которых одним калькулятором не обойтись. Ведь он не сможет принять за вас решение.
Велика вероятность того, что даже через 100 лет, когда, возможно, технологии выйдут на более высокий уровень, люди все равно будут доверять самое важное только серому веществу.
Зачем устный счёт школьникам
Навык счета в уме формируется в детстве. В начальной школе дети учатся выполнять простейшие действия с числами, а к концу обучения уже решают задачи с интегралами. И многие дети и родители сетуют на то, что знания, дающиеся во время обучения в школе, не могут пригодиться в жизни.
Интегралы мало кому пригождаются в быту, но математика — наука, которая учит думать. Она развивает логику, стратегическое мышление, пространственное видение, учит предсказывать возможное развитие событий. Интегралы и логарифмы — всего лишь частности.
Ребенок, обучающийся устному счету целенаправленно и по специальным программам, например на курсах ментальной арифметики, становится увереннее, быстрее принимает решения, мыслит комплексно и в то же время замечает малейшие детали. Наблюдательность — один из главных навыков, формирующийся в процессе обучения.
Почему не стоит злоупотреблять гаджетами
В то время как устный счет развивает мышление, использование всевозможных устройств, минимизирующих мыслительные процессы, наоборот, притупляет внимание и расслабляет наш мозг.
Согласитесь, вам будет неуютно без смартфона. Невозможность найти ответ или решение проблемы во внешнем источнике сейчас становится реальной проблемой, от которой люди теряются и не могут решить простейшие задачи.
Зависимость от электронного помощника, будь то калькулятор или поисковик, рано или поздно сыграет с человеком злую шутку. Есть даже определенный перечень проблем, которые возникают, если человек не старается думать сам:
-
Рассеянное внимание и неспособность сосредоточиться на одном деле.
Как ни странно, быстрый устный счет помогает научиться сосредоточенно решать сложные и требующие времени задачи. -
Нелогичное мышление.
Понять, что дешевле: десять 150-граммовых пачек крупы за 290 рублей или восемь 190-граммовых пачек за 310 рублей, можно, если вы хорошо считаете в уме и мыслите последовательно, то есть логично. Без практики этот навык теряется. -
Зависимость от гаджетов.
Калькулятор — это удобно, но его отсутствие не должно делать человека беспомощным в процессе подсчетов, скажем, размера своей ежеквартальной премии или скидки по купону. -
Плохо развитое аналитическое мышление.
Устный счет отличается от счета на калькуляторе тем, что не ограничен одним видом действия. Мы можем не только посчитать, но и проанализировать результаты и продолжить вычисления, исходя из нашей цели.
Если вы задумываетесь над тем, нужно ли вашему ребенку развивать простейшие прикладные навыки, то будьте уверены — все они, и в частности устный счет, будут пригождаться ему даже тогда, когда он не будет этого замечать.
Если вы хотите, чтобы навык устного счета стал увлечением и приобрел новый масштаб, рекомендуем познакомиться с ментальной арифметикой.