Учим звуки и буквы
Первый период интереса к чтению начинается у ребенка еще в 2–3 года. Это время изучения букв и звуков — в игровой форме и без перенапряжения. С этого начнется обучение ребенка чтению, но спешить не стоит.
Можно начать изучение букв с рисования: каждый день рисовать и раскрашивать новую букву, попутно повторяя ее звуковое значение. Чтобы хорошо запомнить буквы, ребенок должен с ними постоянно взаимодействовать.
Отлично работают детские алфавитные кубики, а еще можно собирать буквы из конструктора, лепить из пластилина, соединять контуры букв по точкам на бумаге, писать их мелом на доске и на асфальте, сворачивать из проволоки и выкладывать из счетных палочек, обводить по трафарету.
Нужно просить ребенка найти и произнести ту или иную букву, и не только в книгах и букваре, но и на уличных вывесках, в обучающих видео и во время просмотра телевизора.
Чтобы ребенок верно запомнил звуковые значения букв, нужно произносить их чаще, чем алфавитное звуковое значение. Например, не [эм], а [мэ]. Очень важно объяснить ребенку, чем отличаются буквы и звуки, и постоянно пробовать складывать из букв простые слова. Так ребенок быстро поймет, чем отличаются значения и как правильно их произносить.
В первое время обучения не стоит уделять много внимания разделению букв на гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. Это ребенок узнает на следующем этапе.
Начинаем читать
Когда ребенок уже достаточно хорошо знает буквы и звуки, можно переходить к полноценному обучению чтению. Но это довольно монотонное и кропотливое занятие, поэтому важно сохранить интерес ребенка к этому процессу. Нужно правильно подобрать пособие по обучению чтению, а также художественную литературу, которую ребенку будет интереснее всего познать самостоятельно.
Есть масса детской литературы для детей 4–5 лет.
Подача материала должна оставаться в рамках игры как можно дольше. Так ребенок не будет сильно утомляться и не потеряет интерес к процессу, потому что не будет воспринимать его как скучную учебу.
Важно соблюдать верный тайминг обучения, и для детей 4–5 лет — это не более 15 минут в день (при максимальной сосредоточенности), а также 30–40 минут развивающих игр. Лучше заниматься с ребенком в первой половине дня и перед едой — так малыш будет активнее и энергичнее, поэтому легче усвоит информацию.
Поощряем ребенка
Детям важно внимание к их деятельности. Поэтому за каждую выученную букву и прочитанное слово давайте словесные и материальные поощрения — хвалите, угощайте конфетой, подарите игрушку, дайте поиграть на планшете.
Не торопимся
Часто ребенок стопорится на этапе перехода от звуков к слогам, а затем к соединению слогов в слова. Наберитесь терпения и не давите на ребенка. В дошкольном возрасте не стоит спешить и наседать на кроху, чтобы не отбить у него интерес к самому процессу обучения. Нужно внимательно относиться к эмоциональной окраске занятий и не создавать стрессовую атмосферу.
Будьте внимательны и добры к ребенку и помните, что у вас впереди достаточно времени, чтобы успеть освоить все необходимые для поступления в первый класс навыки.