В разных школах педагоги предъявляют разные требования к поступающим в первый класс. Но есть базовый перечень знаний, которыми должен обладать каждый ребенок перед началом учебы.
Это и речевые навыки, и представления о математических понятиях, и знания об окружающем мире, и элементарная персонификация — знания ребенка о себе и своей семье.
Мы собрали подробный список вопросов из всех нужных областей и дисциплин — всё, что должен уметь и знать ребенок к 1 классу. Побеседуйте с ребенком, руководствуясь этой программой, и вы поймете, насколько хорошо он развит и готов к школе, что стоит подтянуть и к чему у ребенка есть большие способности.
Развитие речи и готовность к письму
-
Четко ли ребенок произносит все речевые звуки? Умеет ли он интонационно выделять звуки в словах и предложениях?
-
Может ли выделить нужный звук в потоке речи? Определить, где звук находится в слове — в конце, начале или середине?
-
Может ли разделить слово по слогам? Насколько быстро у него это получается?
-
Как хорошо ребенок составляет предложения? Может составить предложение из пяти и более слов?
-
Может ли назвать только второе, только третье, только пятое слово из предложения?
-
Использует ли ребенок обобщающие понятия? Например, картошка, морковь и свекла — овощи; кефир, макароны, хлеб — продукты питания?
-
Может ли составить рассказ по картинкам?
-
Умеет ли рассказывать и пересказывать сказки и истории? Различает ли начальные жанры литературы (стихотворение от прозы, рассказ, сказку, басню)?
-
Насколько хорошо и быстро ребенок заучивает стихотворения?
Математика и черчение (геометрия)
-
Знает ли ребенок цифры от 0 до 9, умеет ли считать до 10 и в обратном порядке? Сколько следующих десятков знает в устном счете?
-
Может ли ребенок назвать предыдущее и следующее число относительно любого названного?
-
Может ли сравнить числа и сказать, какое больше, а какое — меньше?
-
Умеет ли соотносить количество предметов с цифрой в ряду? Например, цифра 7 и семь игрушек в ряду.
-
Владеет ли ребенок навыками счета? Умеет только складывать и вычитать или еще делить и умножать? Знаком ли с понятием таблицы умножения?
-
Знает ли ребенок названия геометрических фигур и их изображения? Может ли указать на круг, квадрат или треугольник?
-
Умеет ли сравнивать предметы по размеру и формам?
-
Знаком ли с пространственными и временными понятиями? Лево-право, верх-низ, раньше-позже и так далее.
-
Умеет ли ребенок группировать предметы по предложенным признакам?
Окружающий мир
-
Умеет ли ребенок различать разные растения, распространенные в вашей местности? Деревья, травы, цветы, кустарники.
-
Различает ли животных, умеет ли назвать диких и домашних животных?
-
Сможет ли различить по виду птиц?
-
Знает ли ребенок времена года? Может ли рассказать об основных признаках каждого времени? Например, что летом теплее всего, а весной на деревьях появляются почки, а затем листья?
-
Знает ли названия месяцев и дней недели?
Подготовка к школе включает в себя не только академические знания и навыки. Большой пласт информации, способствующей развитию ребенка, не относится ни к одному из школьных предметов. Это бытовые знания: о себе, семье и первых друзьях, о городе, в котором ребенок живет. Ниже — детальный перечень бытовых знаний, которыми должен обладать будущий первоклассник.
Общие бытовые знания
-
Знает ли ребенок, в какой стране и в каком городе живет? На какой улице и в каком доме?
-
Может ли он назвать имена, фамилии и отчества всех членов семьи и свои собственные?
-
Знает ли, когда у него и у его родителей Дни рождения? Сколько лет кому исполняется?
-
Знаком ли ребенок с правилами поведения на улице и в общественных местах?
-
Знает ли ребенок, что нужно здороваться и прощаться, благодарить?
-
Что нужно соблюдать тишину, когда кто-то говорит, и не перебивать?
-
Умеет ли ребенок сосредоточиться на каком-либо занятии, знает ли, что такое сидеть за партой?
-
Знаком ли с базовыми понятиями этикета: вежливые обращения, бросать мусор в урну?
-
Знает ли правила дорожного движения? Значение сигналов светофора и дорожных знаков (например, пешеходный переход)? Различает ли тротуары и проезжую часть и знает ли, что ходить можно только по тротуарам и что нельзя играть на проезжей части?
Большим плюсом будет знание расхожих традиций и обычаев, например поздравления с праздниками.
Прикладные навыки
-
Уверенно ли ребенок держит в руках ручку и карандаш? Умеет ли писать в прописях, насколько аккуратно это делает?
-
Работает ли ребенок с прикладными материалами: пластилином, глиной, соленым тестом? Лепит ли фигуры или делает аппликации на бумаге?
-
Правильно ли держит в руках ножницы и кисти? Рисовал ли красками, а не только карандашами? Нравится ли это ему? Любит ли ребенок делать аппликации из цветной бумаги?
-
Умеет и любит ли собирать пазлы и конструктор?
Любой навык и знание ребенка можно и нужно развивать. Лучше всего — в процессе игр и увлекательных занятий. Чем больше вы общаетесь и занимаетесь с ребенком, тем увереннее он будет чувствовать себя в первые дни учебы в школе.