Скорость чтения вслух начинают оценивать уже в первом классе, когда учителя фиксируют, сколько слов первоклассники способны прочитать за минуту. Во втором классе требования становятся ещё строже: ребёнку нужно не только быстро читать, но и делать это выразительно, осознавая и запоминая содержание текста. Как можно помочь ребёнку, обучающемуся во втором классе, улучшить свои навыки чтения?
Требования к чтению во втором классе
В первом полугодии второго класса чтение должно быть осознанным и правильным, с использованием целых слов. Чтение слогами допускается только в случае слов со сложной слоговой структурой.
Во втором полугодии, помимо правильного и осознанного чтения целыми словами, ученики должны обращать внимание на паузы, интонации и логические акценты. Чтение по слогам становится нежелательным.
Нормативы техники чтения во втором классе
Ученики начальной школы быстро совершенствуются в чтении, поэтому требования меняются в течение года: в конце второй четверти дети должны читать со скоростью около 40-50 слов в минуту, а ближе к концу года норма слов в минуту для второго класса возрастает до 50-70 слов.
Хотя скорость чтения является важным аспектом, педагоги также обращают внимание на ряд других факторов:
- развитие навыков беглого чтения — дети должны научиться читать целыми словами или фразами;
- учащиеся должны не только быстро читать, но и понимать и запоминать основные идеи даже тех отрывков, которые читаются на скорость;
- при чтении отрывка ребёнок должен уметь делать паузы, корректно выделять восклицательные и вопросительные предложения, а также передавать интонацию персонажей, что добавляет выразительности и живости его чтению.
Тексты для проверки техники чтения во втором классе
Тексты для проверки скорости чтения во втором классе должны состоять из слов, которые понятны ребёнку. К использованию не рекомендуются тексты со сложными и редко употребляемыми словами, диалогами и изображениями. Мы рекомендуем использовать тексты по ФГОС.
Проверка для первого полугодия
Текст №1 Куница
Живёт в густом лесу небольшой хищный зверёк — куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от неё убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды — куница и ими будет лакомиться.
(51 слово. В. Чаплина)
Текст №2 Лето
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветёт над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зелёной осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
(59 слов. И. Соколов-Микитов)
Текст №3 Сила не право
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.
(57 слов. К. Ушинский)
Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
(35 слов. Л. Толстой)
Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверёк издал слабый звук. Из тёмной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
(47 слов. И. Аксенов)
Текст № 6. Золотой подснежник (проверка в декабре)
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растёт на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчёл, до ледохода.
Цветёт этот чудесный цветок около двух месяцев.
(51 слово. К. Пронин)
Проверка для второго полугодия
Текст №1 Может ли дерево взлететь? (сказка)
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полёте.
И вот что случилось. Пришёл лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них лёгкие авиамодели. И дерево взлетело.
(63 слова. Дж. Родари)
Текст №2 Первая гроза
Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.
(64 слова. А. Митяев)
Текст №3 Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
(68 слов. Е. Житков)
Текст №4. Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождь. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
(52 слова. Е. Чарушин)
Как улучшить понимание прочитанных текстов во втором классе
Для того, чтобы успешно пройти проверку техники чтения во втором классе, ребёнку важно не только научится скорости, но и понимать всё прочитанное. В этом помогут следующие методики.
- Поощряйте ребёнка делиться своими мыслями о прочитанных книгах. Регулярные обсуждения помогут закрепить информацию и развить навыки выражения своих мыслей. Это также создаст у ребёнка привычку размышлять о прочитанном и анализировать текст.
- Чтение вслух — это отличный способ вовлечь ребёнка в процесс осмысления текста. Важно не только то, сколько должен читать ребёнок во втором классе, но и то, как именно он это делает — останавливайтесь на интересных местах, задавайте вопросы и обсуждайте содержание.
- После прочтения задавайте ребёнку вопросы, которые требуют развёрнутых ответов. Например, вместо: «Кто главный герой?», спросите: «Почему тебе нравится этот герой?» или «Что бы ты сделал на его месте?» Это поможет развивать критическое мышление и умение анализировать текст.
- Используйте специальные упражнения и задания по чтению, которые сделают понимание текста более глубоким. Сюда, например, входят упражнения по скорочтению для второго класса.
Как повысить скорость чтения во втором классе
Учитывая, что норма слов в минуту во втором классе доходит до 70 слов к концу года, ребёнку нужно очень много читать, но при низком качестве чтения это может быть трудно. Если ребёнок медленно читает, вы можете использовать эти простые рекомендации, однако более эффективным решением будет комплексный подход, включающий в себя разнообразные профессиональные методики.
- Сделайте чтение регулярной практикой. Выбирайте материалы, в которых мало незнакомых слов или их нет совсем. Это поможет ребёнку легче воспринимать информацию и хорошо сдать скорость чтения для второго класса.
- Развивайте память. Например, предложите ребёнку прочитать предложение, а затем воспроизвести его по памяти. Постепенно увеличивайте объём текста для запоминания.
- Тренируйте периферическое зрение. Используйте таблицы Шульте, где буквы или цифры расположены в ячейках. Ребёнок должен сосредоточиться на одной букве или цифре и по очереди называть остальные.
- Совершенствуйте дикцию. Регулярно разучивайте с ребёнком скороговорки. Пусть он учится произносить их быстро и медленно, громко и тихо, главное, чтобы речь была чёткой и разборчивой.
- Обратитесь к профессиональным педагогам и запишите ребёнка на курс «Скорочтение» в IQ007. Мы научим его быстро читать, вдохновим на любовь к книгам и покажем, что быть начитанным, образованным и хорошо учиться — это тоже круто.
Если ищете ответ на вопрос, сколько должен читать ребёнок во втором классе, значит наш курс вам уже подходит. Педагоги IQ007 научат ребёнка читать целыми словами и правильно ставить ударения, после занятий он сможет сам изучать книги и пересказывать их близко к тексту. Кроме того, на курсе у детей развиваются все виды памяти, мышление и концентрация внимания, а также увеличивается словарный запас.
Полный курс скорочтения в IQ007 состоит из пяти ступеней, ребёнок может начать заниматься ещё до школы и, благодаря нашей методике, а также специальным упражнениями, навык скорочтения ко второму классу будет уже сформирован.
Если ваш ребёнок не умеет читать, мы его научим. Если читает медленно и не может пересказать прочитанное, мы поможем это исправить. Если домашние задания даются ребёнку с трудом, а оценки в школе стали поводом для переживаний всей семьи, мы знаем, что нужно делать.
Записывайтесь на бесплатное пробное занятие. Это отличная возможность познакомиться с педагогом, узнать больше о школе и методике обучения. Вы убедитесь, что занятия интересны ребёнку, а специальное тестирование поможет выявить его сильные и слабые стороны, чтобы дальнейшие занятия принесли максимум пользы.