Правильно обустроенное рабочее место первоклассника — это не только подспорье для успешной учебы, но и залог физического и эмоционального здоровья. Если ребенку неудобно или его все время что-то отвлекает, учебный процесс будет страдать, домашние задания будут выполняться хуже, оценки в школе могут снизиться.
Чтобы правильно организовать пространство для занятий ребенка, нужно следовать нескольким правилам и рекомендациям. Их мы и опишем в этой статье.
Важное примечание на берегу: ребенку в любом случае нужен рабочий стол (парта) для домашних занятий. Сидеть на корточках за журнальным столиком в гостиной или на кухне рядом с плитой и холодильником — точно не стоит.
1. Место
Выбрать удобное и подходящее место — уже полдела. Подойдите к этому вопросу со всей серьезностью. Стол лучше ставить у стены рядом с окном — так, чтобы свет на него падал слева. Если ваш ребенок левша, то лучше направить свет уже справа. Днем это должен быть свет от окна, в вечернее время — настольная лампа со спокойным, но ярким светом.
Стоит разграничить зону отдыха и учебы ребенка — игрушки и рабочий стол должны быть хоть немного отделены друг от друга. Можно поставить в комнате перегородку, ширму или отделить зоны стеллажом.
В идеале ребенку нужно заниматься в отдельной комнате, чтобы его ничто не отвлекало от учебы и чтобы все нужные материалы были под рукой. Если нет возможности выделить под занятия целую комнату, стоит на время выполнения домашнего задания оставлять ребенка в тишине и не тревожить, если он сам не попросит помощи или совета. Кроме того, стеллажом можно отделить рабочую зону ребенка от общей комнаты (гостиной или коллективной детской).
2. Стол
Главные критерии выбора стола: высота и угол наклона. Какой стол или какую парту выбрать — зависит от расположения рабочего места, роста ребенка (тут лучше предусмотреть быстрые изменения и взять регулируемую мебель).
Очень удобно использовать стол с меняющимся углом наклона столешницы — для черчения и каллиграфии наклон лучше увеличивать, для чтения и прописей — оставлять поверхность параллельной полу, чтобы было так же, как за школьной партой.
3. Стул
Чтобы у ребенка оставалась здоровой спина, не портилась осанка и не было неудобства относительно высоты и уровня наклона спинки кресла, нужно тщательно выбрать стул. Сходите вместе в магазин и выберите кресло, в котором ребенку будет максимально удобно и хорошо.
Пусть он подробно рассказывает о своих ощущениях от сидения. Бывает и так, что правильные по всем параметрам стулья совсем не подходят конкретному школьнику и тот вынужден терпеть неудобства.
4. Порядок
Перед глазами ребенка можно повесить пробковую или маркерную доску, чтобы ребенок мог записывать напоминания и другие важные вещи и держать их в поле зрения. Туда же можно прикреплять свидетельства достижений школьника — стена перед столом может быть отведена под грамоты и дипломы, памятные рисунки и сочинения ученика.
Нужно приучить ребенка к порядку на столе, для этого необходимо обеспечить его местами для хранения всех его вещей. Тумбочка под столом, полки и ящики на стеллаже, коробки и другие атрибуты — все это пригодится и поможет ребенку сохранить порядок и всегда знать, где что лежит.
Кроме того, не пренебрегайте желанием ребенка завести ежедневник или календарь на столе. Личные записи — это важный элемент развития личности.
5. Личное пространство
Ребенок должен понимать, что его рабочий стол — это неприкосновенное место, которым заведует только он сам. Поэтому родителям не нужно прибираться в рамках этого пространства и около него, что-либо убирать, добавлять или переставлять.
Что делать, если ребенок не хочет заниматься за столом?
Если школьник всячески против сидения за рабочим столом, значит, его ничто в нем не привлекает. Поэтому стоит пересмотреть организацию рабочего пространства, узнать у ребенка, чего ему не хватает и почему не хочется сидеть за столом. Как правило, проблема кроется в неудобстве стола или стула, либо в общей несобранности ребенка или особенностях его предпочтений для занятий.
Если даже идеально спланированное рабочее место не привлекает ребенка, стоит смириться с его желаниями во благо учебного процесса — ведь если ребенок продуктивен и делает домашние задания с интересом, но, скажем, лежа на животе на полу, — это его право.