Педагоги и родители всего мира в последнее время активно рассуждают о необходимости домашних заданий для ребенка. Многие родители обеспокоены тем, сколько времени ребенок проводит за их выполнением. И все чаще возникает вопрос: а так ли нужна «домашка» школьнику? Ведь она отнимает силы и свободное от учебы время, которое точно можно и нужно посвящать отдыху и увлечениям.
Ориентируясь на опыт школ в разных странах, мы решили взвесить все плюсы и минусы этого аспекта учебы и понять, зачем детям выполнять домашнее задание и насколько пристальное внимание нужно обращать на качество домашек ребенка, если с успеваемостью у него все в порядке.
Зачем нужны домашние задания и везде ли они есть
Системы образования многих европейских стран разными путями уходят от традиционного выполнения домашки. Например, во Франции дети учатся с утра до вечера и делают все, что им задали, в течение учебного дня прямо в школе. У них есть двухчасовая большая перемена и несколько 15-минутных перерывов, и если они успевают за это время сделать все, что нужно, то вечером спокойно могут заниматься своими делами.
В одной из школ Америки учитель намеренно отказались от домашних заданий до конца учебного года, и родители не увидели в этом ничего плохого. Педагог показала, что домашние задания — это не необходимость.
В другой американской школе, по данным исследования The Guardian, практикуют отказ от домашних заданий вплоть до середины пятого класса, и родители рады этому факту, потому что видят пользу активных занятий в школе. Они подпитывают любопытство школьников, и те по собственному желанию читают и узнают что-то новое и после занятий.
А, например, в Испании, по данным того же исследования, с домашними заданиями все непросто: там дети тратят на них по несколько часов в день, и это беспокоит родителей. В то же время, в Румынии некоторые родители волнуются от того, что ребенку задают на дом слишком мало.
Великобритания, Финляндия, Дании и некоторые другие страны кардинально меняют общую систему образования и делают упор не на зубрежке и выполнении учебного плана, а на развитии интеллекта и воображения школьников, их критического мышления, способности думать нестандартно и создавать свои проекты, направленные на изменение мира к лучшему.
Развитие и прогресс в образовании влекут за собой изменения общего представления о домашнем задании. Все чаще его отводят на второй план или меняют схему так, чтобы ребенок получал удовольствие от дополнительной работы, а не воспринимал это как рутину и повинность.
А что в России
Российские школьники, как известно из нескольких исследований, тратят на выполнение домашних заданий около 10 часов в неделю (а то и больше). Учитывая, сколько времени они проводят в школе, это достаточно высокий показатель. Утомляемость и подавленность — это, к сожалению, не редкие последствия перегрузок домашкой и учебой вообще.
Минусы домашних заданий
1. Они отнимают много времени и утомляют.
У ребенка почти не остается времени на игры и увлечения, а часто и на полноценный сон. Одно дело — подготовка к экзаменам в старшей школе, но в младших и средних классах перегрузки сильнее всего сказываются на активности ребенка.
2. Ребенок не свободен даже в свободное время и не может заниматься тем, чем хочется, — желание учиться пропадает.
Отсутствие свободы выбора занятий, возможности побездельничать или посмотреть интересный фильм — это жесткий демотиватор для школьника. А без интереса невозможно построить продуктивный учебный процесс.
3. Нагрузка негативно влияет на здоровье школьника.
Строгие проверки и постоянное ощущение несделанных дел — это сильный стресс. Ребенок такого испытывать не должен, поэтому необходимо разгружать ему по максимуму, если чувствуется, что малышу тяжело.
Плюсы домашних заданий
1. Ребенок может выучить и понять то, что не успел усвоить на уроке.
Действительно, не всегда удается переспросить учителя или успеть в школе перечитать не усвоенный материал. Поэтому повторять пройденное дома полезно.
2. Это способ продемонстрировать свои способности и точку зрения.
Тут всё ясно — творческие задания раскрывают таланты, это способ продемонстрировать свое видение вопроса или проблемы, проявить индивидуальность.
3. Домашние задания влияют на дисциплину и собранность ребенка, помогают научиться учиться.
Уделить учебе час времени после школы — это, казалось бы, необременительно. Но важно научить ребенка самостоятельно делать это небольшое усилие и сосредотачиваться без присмотра учителей.
* * *
Мы не советуем отказываться от домашних заданий или слишком активно участвовать в их выполнении вместе с ребенком. Главное — соблюсти правильный баланс:
-
подобрать комфортный режим труда и отдыха школьника,
-
ограничиться небольшим (1-2) количеством кружков и секций
-
и дать ему возможность отдыхать и заниматься тем, чем нравится, после школы и вечерами.
Тогда ребенку будет легче учиться и воспринимать новое, независимо от того, есть ли домашнее задание.