Высокий интеллект: обратная сторона медали.
Какие сложности возникают у детей-гениев и их родителей?
Дети с высоким интеллектом лучше справляются со сложными задачами на уроках и быстрее усваивают новую информацию. Часто они более самодостаточны, чем их сверстники со средним уровнем развития, но это не всегда хорошо сказывается на их социализации. Кроме того, особенности детей-вундеркиндов часто мешают им в повседневной жизни.
С какими сложностями сталкиваются дети с высоким интеллектом и почему это не только преимущество, но иногда и проблема? Мы составили список наиболее распространенных трудностей.
Проблемы с социализацией, общением со сверстниками и учителями
Ребенок плохо идет на контакт, выказывает свое превосходство и не знает, о чем говорить с одноклассниками, если темы, которые ему интересны, никто в классе еще не проходил. Или же он просто отстранен и ни с кем не дружит, перемены проводит в одиночестве. Такое случается часто, поскольку даже дети с одним уровнем развития не всегда находят общий язык друг с другом.
Попробуйте поговорить с ребенком о том, почему ему не хочется или трудно общаться с другими детьми. Возможно, ему будет интереснее в кругу сверстников с таким же уровнем развития — учебные группы в школах дополнительного образования, как правило, формируются именно исходя из этого параметра, поэтому вы сможете найти юному вундеркинду класс, где ему будет комфортнее. Кроме того, адаптировать ребенка и выявить основные трудности, с которыми он сталкивается, помогут занятия с психологом.
Страх завышенных ожиданий, перегруженность ответственностью
Любой ребенок будет некомфортно чувствовать себя под давлением старших, предъявляющих высокие требования к результатам учебы. А ребенок-вундеркинд может стать ментором самому себе и требовать от себя все лучших результатов.
Перегруженность личной ответственностью угнетает, поэтому стоит объяснить юному гению, что самые высокие оценки и победы во всех начинаниях — это далеко не обязательное требование, и если что-то не получается или не вызывает интереса, это нормально. Важно показать ребенку, что любовь, забота и счастье не зависят от высоких оценок и никто не станет хуже к нему относиться из-за неудачи.
Безалаберность и неопрятность, неряшливость, постоянный беспорядок в вещах
Людям с высоким интеллектом часто свойственно пренебрежительное отношение к повседневным заботам, например, к уборке или внешнему виду. Детям эти заботы тем более кажутся незначительными. Важно личным примером и конструктивным диалогом показать ребенку важность соблюдения порядка и личной гигиены.
Нежелание следовать общим правилам и рекомендациям
Некоторые дети-вундеркинды искренне не понимают необходимость рано вставать по утрам или сидеть на уроках по 40 минут. Кто-то не желает носить школьную форму или опрятно писать в тетрадях. Не стоит подавлять индивидуальность ребенка, но нужно объяснить ему, почему соблюдать некоторые правила — не повинность, а конструктивная необходимость.
* * *
Зная слабости и проблемные зоны в жизни ребенка-гения, активно участвуя в его социализации и адаптации к общим условиям, вы сможете позитивно повлиять на его социальную жизнь и психологическое благополучие. Главное — подкручивать настройки постепенно, без резких движений, чтобы не травмировать и не менять привычный порядок вещей. Тогда ваш умный ребенок станет более уверенным в себе, общительным, внимательным к окружающим и довольным собой.