Как только в семье появляется ребенок, все родственники начинают строить прогнозы о том, кем он станет в будущем. С удовольствием рисует каракули цветными карандашами — срочно отдавайте в художественную школу, будет у вас дизайнер или архитектор. Любит танцевать и петь — будущий хореограф или артист. Любит конструкторы — инженер.
Эти стереотипы милы, но не продуктивны и часто далеки от истины. Все стандартные развлечения и увлечения ребенка — это подспорье для его общего развития. А чтобы выявить его особенности и склонности, нужно заниматься этим углубленнее и внимательнее, расширив спектр занятий и добавив туда что-либо нестандартное.
Кроме того, начиная с 4-5 лет ребенок уже сам начинает мечтать о том, кем станет когда вырастет. И несмотря на юный возраст малыша, нужно учитывать его представление о будущем и давать возможность проявить себя в чем-то, что сейчас ему интересно.
Как определить наклонности ребенка
Каждый ребенок талантлив в каком-то занятии или действии. Чаще это не одно, а несколько умений. Но его талант не всегда виден в повседневной жизни. Или не сразу выделяется на фоне сверстников. Поэтому необходимо постараться нащупать его, предлагая ребенку разные виды деятельности, кружки по интересам, книги и фильмы, в которых показаны разные профессии и занятия.
Раннее развитие — это не необходимость, но если ребенок с малых лет будет знаком с самыми разными видами деятельности, то ему будет легче выбрать что-то по душе.
Как выбрать дополнительное занятие — кружок, секцию или школу развития
Есть два пути, по которым могут пойти родители: развивать сильные стороны ребенка или прокачивать зоны роста. Если ребенок, например, уже хорошо держит карандаш и ручку, рисует и лепит из пластилина с интересом, но в то же время еще слабо считает, можно либо пойти в кружок творческого развития — продолжать рисовать и делать что-то руками, либо найти комплексный вариант, в котором ребенок будет прокачивать не только свои увлечения, но и те навыки, которые пригодятся ему в жизни в любом случае.
В каком возрасте стоит начинать профориентацию
Всевозможные занятия для ребенка — это только предварительный этап для определения будущих возможных профессий. Но когда стоит начать профориентацию более предметно и практично? Когда начать изучать современные вузы и перспективы развития профессий, искать варианты применения навыков ребенка в работе?
Обычно дети, которые еще не определились, сами обращаются за помощью и поддержкой в 5-7 классе. Именно тогда и стоит сильнее погрузиться в вопрос профориентации.
Совет: ни в коем случае не давите на ребенка и по-настоящему предоставьте ему возможность самостоятельно выбрать будущую профессию.
Ваша миссия — помочь ему достичь успеха в этом деле, хорошо подготовиться к поступлению и обучению в вузе, понять, имеет ли смысл и ценность то дело, которое он себе представляет, или же оно больше подходит для хобби.
Ребенок может сам решать, чем ему заниматься в жизни. А вы — верно направляйте его в практическом смысле. Помогите ему сделать избранное занятие хорошо оплачиваемой и уважаемой работой.
И еще: не ждите, что ребенок определится быстро и навсегда. Совершенно нормально, если школьник сегодня хочет стать кондитером, а завтра авиаконструктором. Он просто еще в поиске. Дайте ему время и простор для выбора и получения необходимой информации обо всех интересующих его видах деятельности.
Попробуйте найти мероприятия, на которых представлены разные ремесла или плоды интеллектуальных трудов — сходите туда вместе с ребенком. Важно, чтобы он в реальной жизни увидел представителей тех профессий, о которых задумывается. В идеале — еще и расспросил бы их обо всем.
Когда определяться необходимо?
В старших классах, когда подходит время сдавать выпускные и вступительные экзамены, ребенку стоит решить, что он хочет делать дальше. Но вы должны объяснить ему, что на этом моменте процесс поиска не заканчивается. Получить высшее образование стоит, но найти себя он в итоге может и в смежной с профессией сфере, и вообще в другом направлении.
Образование — это в большей степени плацдарм для приобретения важных практических навыков и определения деятельности, к которой лежит душа и которая может приносить доход. Главное — развиваться и набирать информацию, которую потом можно анализировать и применять.
В качестве дополнения и резюме мы составили небольшой чек-лист для школьников, которые еще не определились с вариантами будущей профессии, но уже хотят это сделать (и для их родителей, которых хотят им во всем помочь).
Чек-лист, который поможет выбрать профессию
-
Изучить рынок востребованных специальностей.
-
Пообщаться с представителями разных профессий.
-
Сходить на дни открытых дверей в высшие учебные заведения.
-
Поучаствовать в волонтерских программах по интересам.
-
Серьезно освоить один прикладной навык, который интересен и хорошо дается (или два навыка, но распространяться сразу на множество дел не стоит).
-
Поучаствовать в олимпиадах по любимым (и нужным) предметам.
-
Регулярно читать книги и статьи по интересующим темам, а также художественную литературу для общего развития и расширения кругозора.
-
Написать пару эссе и сочинений, порассуждать вслух о будущем, о желаемых достижениях.