Ваш город Москва и Московская область?
Выбрать город
Записаться на бесплатный урок
Школа скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых
о школе
Ваш город Москва и Московская область?
Выбрать город
Бесплатный звонок по России
8 (804) 333-8-007

Пять фраз, которых лучше избегать в общении с ребенком

Наши дети гораздо острее воспринимают сказанные в их адрес слова, чем взрослые. Каждая фраза отзывается в них эмоциями и быстрыми выводами о себе и окружающем мире. Поэтому в общении с детьми важно не допускать фраз, которые могут иметь негативные последствия восприятия, причинить вред психике и самосознанию малыша.

В этой статье мы собрали все клише, которые печально сказываются на настроении, состоянии и самооценке ребенка, а также благоприятные альтернативы этим фразам. Попробуйте заменить одни на другие, и общаться станет проще — и вам, и малышу.

1. «Посмотри, как Петя/Даша/Ваня/Маша хорошо это делает, не то, что ты» или «Бери пример с брата/сестры»

Это самые распространенные фразы, негативно влияющие на самооценку ребенка и заставляющие его чувствовать себя хуже других детей. Не сравнивайте ребенка с кем-то другим, не нужно постоянно ставить ему в пример его друзей или братьев/сестер, показывая, что они преуспели в чем-то, в чем он сейчас отстает.

Анализируйте только его личные достижения и неудачи, поддерживайте его в том, чтобы стараться и пробовать снова и снова, чтобы результаты становились все лучше. Имеет значение только он и его способности, а в пример можно приводить великих людей прошлого, которые своим образом могут вдохновить ребенка, а не заставить чувствовать себя неудачником.

Альтернатива: «Ты справишься. Давай сделаем вместе. Я могу помочь. Не бойся попробовать снова. У тебя все получится».

2. «Мальчики не плачут, девочки не капризничают», «Почему ты плачешь из-за такой ерунды»

Само разделение по половому признаку уже не так однозначно воспринимается в обществе. А кардинальные фразы об особенностях мальчиков и девочек, не соответствующие действительности, могут заставить ребенка чувствовать себя ущербным.

Нельзя говорить мальчику, что ему запрещено испытывать эмоции, а девочке — что она не должна быть сильной или, наоборот, слабой. Каждый человек имеет свой характер, и пытаться подогнать его под общие нормы — ломать и калечить психику и восприятие мира у ребенка.

Поэтому мы рекомендуем избегать фраз, стереотипно ориентированных на гендер или другой неизменный признак.

Кроме того, никогда не отрицайте и не обесценивайте чувства ребенка. Неважно, чем они вызваны. То, что вы можете посчитать незначительным, для ребенка может быть глобальной проблемой или печалью.

Альтернатива: «Почему ты плачешь? Что вызвало такие эмоции? Ты сильный(ая) и справишься»

3. «Потому что я так сказал(а)»

Даже в самых однозначных случаях, то есть когда ребенку действительно нужно выполнить определенное действие, нельзя использовать ложные, несправедливые или привилегированные аргументы. Всегда стоит объяснить ребенку, почему то, что вы сказали сделать, не подлежит обсуждению. Потому что рациональное объяснение точно есть.

Каждый ребенок имеет право решать, что ему делать. Вы — не его хозяин, а его поддержка и опора. То, что вы сказали, не всегда может быть истиной, и он не должен воспринимать ваши слова как приказы.

Альтернатива: «Потому что… — далее аргументированная причина, например — мыть руки перед едой нужно, чтобы быть здоровым».

4. «Замолчи, заткнись, уйди, не мешай, не путайся под ногами»

Когда вы пытаетесь отмахнуться от своего ребенка, он думает, что не нужен вам. Поэтому даже в самый непростой и утомительный период старайтесь никогда не отвергать его и не просить «исчезнуть». Есть много более вежливых и уважительных способов попросить ребенка успокоиться и немного подождать с чем-либо, если вы заняты.

Ребенок будет чувствовать свою значимость и вести себя ответственнее, если вы будете строить с ним общение на равных и в позитивном ключе — вы закончите свои дела и займетесь чем-то, что важно ему.

Альтернатива: «Милый, я сейчас должна сосредоточиться на этом деле, подожди немного в своей комнате (посиди немного в тишине), а потом мы сделаем что-нибудь вместе».

5. «Ты никогда...» или «Ты всегда...»

Не стоит выносить вердикты в отношении еще не сформированной личности. Резкие выражения и однозначные, не подлежащие обжалованию выводы тяжело воспринимаются ребенком. Говорить ему, что он чего-то никогда не сможет или что всегда будет отставать по тому или иному предмету — это не только обидные слова, но и просто неправда. Потому что ни вы, ни ребенок не знаете, что он сможет в будущем.

Поддержка успехов и принятие неудач с обнадеживающими пожеланиями — вот что дает ребенку чувство защищенности и ощущение собственного потенциала. Если ребенок не будет знать, что у него что-то может не получиться, то выше вероятность, что у него получится всё, к чему он приложит усилия.

Верьте в него и говорите ему об этом.

Альтернатива: «Это не лучший твой результат, но ты можешь больше. Ничего страшного, попробуем еще. Ты сможешь все, что захочешь сделать».

 

В минуты грусти или усталости мы можем позволить себе неверное или грубое высказывание в адрес ребенка, и на 100% убрать это из своего поведения не всегда получается. Поэтому в любой ситуации, когда вы допускаете неправильное поведение по отношению к ребенку, не пренебрегайте извинениями, нежностью и добротой. Главное, чтобы ребенок чувствовал, как сильно вы его любите.

 
Комментарии (0)
Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш e-mail