Одна из самых давних методик обучения и воспитания детей — система Монтессори. Мария Монтессори — врач, педагог и ученый из Италии, практиковала в первой половине XX века и заложила принципиально новые на тот момент принципы обучения детей раннего возраста. Основные ее принципы: самостоятельность ребенка, свобода в определенных границах, его естественное психологическое, физическое и социальное развитие.
Мария Монтессори предложила множество обучающих занятий и материалов для детей и способов взаимодействия с ними.
Но так ли уникальны эти принципы теперь? И насколько они отличаются от тех, что используют современные школы развития? Мы опросили педагогов и методистов, работающих с детьми, чтобы понять особенности методики Монтессори и сравнить их с принципами обучения в школе IQ007.
Первое и главное, что мы уяснили: сравнивать методики и считать какую-то из них лучшей в сравнении с другими неправильно. Каждая система построена по индивидуальным принципам и направлена на решение задач разного характера.
Наталья Огненная, педагог IQ007 по менару:
«Каждая образовательная методика или система развития имеет свой подход и принципы обучения, поэтому сравнивать их некорректно. Все системы направлены на достижение определенных целей, они могут быть совершенно разными. Любая методика полноценна и уникальна, независима от других, потому что все дети и родители разные, каждый находит что-то свое в той или иной системе».
Педагоги школы IQ007 разработали и успешно применяют уникальную авторскую методику обучения, которая имеет схожести и отличия от методики Монтессори. Мы подробнее расскажем о сочетании этих систем.
— Наши ученики сами выбирают материалы для обучения и занятия, которым хотят посвятить свое время. Скорочтение и ментальная арифметика — основные наши дисциплины, но каждая включает в себя комплекс активностей, которые ребенок может выбирать сам.
— Мы работаем с разновозрастными группами, начиная от дошкольников 4 лет. Методика Монтессори также рассчитана на детей разных возрастов, начиная с 3-4 лет.
— Мария Монтессори использовала всевозможные специализированные образовательные материалы, которые придумывала сама. Мы также пользуемся специальными материалами. Например, счеты абакус для занятий ментальной арифметикой. Мы используем и некоторые атрибуты, разработанные Монтессори, но не делаем на них акцент.
— Свобода передвижения — еще один не чуждый нам аспект системы Монтессори. Мы контролируем поведение ребят на занятиях, но даем им передышки и возможность общения друг с другом, обсуждения учебного процесса и обучения в команде.
— Монтессори строила образовательный процесс на самостоятельном изучении детьми различных материалов и без активного участия учителей. Мы же полностью погружаемся в процесс и работаем вместе с детьми, сопрягая это с самостоятельными занятиями — выполнением учебных задач.
— Мы разработали собственные материалы для занятий и взяли оттуда лишь некоторые разработки Марии Монтессори.
— Методика Монтессори предполагает непрерывные трехчасовые циклы работы. Мы же делаем перерывы между и во время занятий для детей младшего возраста, чтобы давать им возможность переключиться с одного занятия на другое или просто отдохнуть и восстановить силы.
Наша методика сочетается с системой Монтессори в базовых принципах взаимодействия с детьми. Однако мы учим ребят по собственным образовательным программам. И хотя наши специфические дисциплины включают в себя организационные методы Монтессори, содержание занятий остается оригинальным в соответствии с системой развития школы IQ007.