Есть масса полезных письменных и устных упражнений для детей младшего возраста, которые развивают основные навыки: речь, мелкая моторика, общее мышление, подготовка к обучению чтению. Какие самые эффективные?
Мы собрали 10 примеров заданий из разных областей, которые подойдут для непринужденных и интересных занятий дома. Просто, бесплатно и полезно.
Для развития устной речи
1. Составляем предложения
Говорим ребенку начало предложения, предельно простое и уже ему знакомое, и предлагаем закончить фразу, выбрав из предложенных карточек с изображениями дома, леса и так далее. Например, говорим «Мы идем...» и начинаем задавать наводящие вопросы: куда, зачем, с кем и что мы там будем делать. В итоге ребенок составляет полное предложение, тренирует склонение и учится строить фразы.
2. Описываем окружающий мир
Показываем ребенку картинку с простым и понятным ему изображением: дом, собака, солнышко — и просим описать то, что он на ней видит. Постепенно начинаем использовать картинки, на которых изображены сюжеты, пейзажи, натюрморты. Подсказываем прилагательные и существительные, даете подсказки, но ждете, чтобы ребенок сам сформулировал описание увиденного. Можно проделывать то же самое и без картинок — например, во время поездки в транспорте. Просто просим ребенка подробно описывать всё, что он видит.
Для развития мелкой моторики
3. Решаем лабиринты, ребусы с точками и заполняем раскраски
Лабиринты, раскраски и картинки, в которых нужно соединить точки, хороши тем, что развивают не только мышление, но и моторику пальцев и кисти. А именно это способствует быстрому и правильному развитию речи. В интернете легко найти лабиринты разного уровня сложности, раскраски с любимыми персонажами и ребусы с точками. Распечатайте таких с запасом и пусть они всегда будут под рукой. Даже 5 минут таких упражнений в день будет достаточно.
4. Сортируем зерна, крупу, бисер, пуговицы
Берем несколько видов зерен или крупы либо бусины или пуговицы разного цвета и размера — и просим ребенка всё перебрать и разложить по разным мисочкам: по цвету, или по форме, или по типу.
5. Лепим из пластилина или глины
Не ограничивайте фантазию ребенка и подкидывайте ему идеи, темы, маленькие простые задания. Главное — побольше материала и пространства, которое можно запачкать в порыве творчества.
Для подготовки к чтению
6. Подражаем звукам природы и города
Все просто — спрашиваем ребенка, как мяукает котенок, мычит корова, кукарекает петушок и дальше по списку. А еще — как гудит паровоз, рычит мотор камаза и стучат колеса поезда. Это всё для того, чтобы в самом начале обучения малыш разобрался со звуками, а уже потом уверенно перешел к буквам.
7. Исследуем буквы
Покупаем или мастерим сами карточки или кубики с буквами. Каждую букву можно проговорить, пропеть (если гласная или сонорная), нарисовать, вылепить и изобразить. Используем фантазию и даем ребенку задания на каждую букву постепенно.
Для общего развития мышления
8. Находим отличия
По запросу «найди отличия для дошкольников» поисковики выдают множество подходящих картинок. Выбираем любую из еще не исследованных и следим за тем, как ребенок ищет несостыковки. Если же поиск отличий слишком затягивается, подсказываем. Начинаем с самых простых, где не совпадают 3-4 крупных элемента, и постепенно даем картинки посложнее.
9. Выделить лишний предмет
Можно снова обратиться к поисковикам, а можно нарисовать карточки самостоятельно: ряд из четырех предметов, где три имеют общий признак, а один отличается. Например: отвертка, молоток, дрель и книга. Показываем ребенку, просим найти лишнее и объяснить, почему он сделал именно такой выбор. Постепенно усложняем ряды, добавляем количество изображений и менее заметные сходства и различия.
10. Загадки и ребусы
Логические загадки и задачки — и для развития мышления полезны, и увлекают как веселая игра. Особенно если давать ребенку призы за отгаданные загадки или любым другим образом поощрять его догадки и применение логики. Поисковики выдают несколько отличных сайтов с загадками и ребусами для дошкольников, выбираем любой.
* * *
Если каждый день выполнять два-три задания всего по 5 минут, результаты вы увидите уже через неделю. Главное — чередовать упражнения и заниматься регулярно, без праздников и выходных. Тем более что даже ежедневные пятиминутки с такими заданиями не смогут утомить дошкольника — он будет воспринимать их как игру и приятное времяпрепровождение со старшими. Пользуйтесь!