Эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции, чувства и переживания, взаимодействовать с окружающим миром и адекватно реагировать на внешние обстоятельства. Ребенку очень важно учиться этому с раннего детства.
Родители чаще уделяют 80% внимания развитию интеллектуальных способностей ребенка, полагая, что чувства — это нечто, не требующее целенаправленного обучения и поддержки. Часто требования родителей не совпадают с желаниями детей, что приводит к психосоматическим проблемам. Все спорные и эмоциональные моменты нужно прорабатывать вместе с ребенком. То есть распределить интеллектуальное и эмоциональное в соотношении 50 на 50.
Чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем легче малышу адаптироваться в социуме, заводить друзей, общаться со старшими родственниками и педагогами. Сопереживание, эмпатия, поддержание контакта — эти способности помогают нам строить отношения с миром и людьми в нем каждый день. А в будущем это не только дружеская, но и деловая коммуникация, а значит, достижение профессиональных целей.
Родителям стоит заниматься развитием эмоционального интеллекта ребенка с его 2–3 лет. Не лишним будет изучить этот вопрос на берегу: будущим родителям мы советуем почитать книгу Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», а для мам и пап малышей есть множество теоретических и практических руководств, например, набор игр «Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для детей и взрослых».
Можно органично и ненавязчиво вплетать в раннее развитие ребенка сказки, задушевные беседы и игры на развитие чувств и ощущений.
Сказки помогают проработать все страхи и беспокойства ребенка, его желания и цели в жизни, мысли о будущем, отношение к одноклассникам и учителям — все, что его заботит и беспокоит. По смоделированным ситуациям можно изучить, что откликается в душе и сердце малыша больше, а к чему он наоборот равнодушен.
Считает ли ребенок, что Колобок расстроил своих бабушку и дедушку, когда укатился от них? Плохо или хорошо поступала мачеха с Золушкой? Все известные сюжеты стоит разбирать по полочкам, чтобы рассказывать ребенку о чувствах и эмоциях, учить отличать добро от зла не только в однозначных ситуациях, но и в сложных, запутанных случаях. Чувствовать несправедливость, понимать причину поступков, обвинять и оправдывать — все это тоже области эмоционального интеллекта, которые можно и нужно развивать.
Откровенные, доверительные беседы родителей с ребенком позволяют узнать, что же творится у него на душе. Покажите малышу, что любые его слова не будут использованы против него, что его поймут в любом случае, что вы союзник и поможете решить любую проблему или разъясните любую ситуацию, не осуждая и не ругаясь, даже если ребенок виноват.
Игры и активности на развитие чувственного восприятия мира и выражение эмоций — тема для отдельной статьи. Скажем лишь, что важно много внимания уделять тактильности и распределению ролей. Даже простая игра в магазин или дочки-матери — это уже хорошее подспорье для развития эмоционального интеллекта.
Поддержка в изучении мира всеми пятью чувствами не должна заканчиваться в раннем возрасте, первоклашкам тоже это нужно. Можно и раньше, но в начальной школе точно следует подключать литературу для самостоятельного прочтения. Одна из самых популярных книг о том, что эмоции — это наши друзья: «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?» В книге доброжелательные существа Монсики учат общаться, дружить, понимать себя и этот мир. Хорошо и для совместного, и самостоятельного чтения.
Главное, что стоит понять ребенку: если эмоции — не враги, а друзья, то они начинают помогать в достижении целей и исполнении мечт. Научите детей дружить со своими эмоциями. Не подавлять, а разбираться в них.