Родители школьников всегда с опасением думают о том, с какими знаниями ребенок пойдет в школу в новом учебном году. За лето много из пройденного забывается, если никак не пытаться удержать это в голове и не повторять пройденное. При этом хочется дать школьнику полноценно отдохнуть в каникулы, не заставляя его заниматься в заслуженное свободное время.
Мы собрали несколько советов, как напомнить ребенку о школьной программе в непринужденной форме — чтобы повторение пройденного стало полезным и приятным развлечением, а не повинностью, отбирающей у ученика драгоценные летние дни.
Обычно педагоги рекомендуют ничем не нагружать ребенка в первый месяц каникул. А вот в июле и особенно в августе уже можно добавлять полезные занятия в расписание дня. На два месяца и стоит ориентироваться.
Читайте книги из списка литературы вместе
Вы можете читать заданные на лето произведения вместе с ребенком или устроить соревнование — кто быстрее прочитает. Назначьте призы или иные поощрения, чтобы у школьника был стимул читать и обгонять вас. Обсуждайте книги, попробуйте поискать интересные факты о писателях и произведениях, добавьте к школьной программе что-то, что кажется вам не менее важным. Покажите ребенку, что вы читаете это не в силу надобности, а потому что получаете искреннее удовольствие от сюжета и героев.
Кстати, один из способов привить ребенку любовь к чтению — запретить ему читать то или иное произведение, окружив сюжет тайной и сославшись на то, что школьнику еще рано это читать. Мы гарантируем: после этого он вытащит книгу с верхней полки стеллажа и прочитает с упоением, чувствуя себя бунтарем.
Предложите ребенку вести дневник знаний или дневник мнений по прочитанным произведениям из списка литературы на лето
Это поможет не только лучше запомнить прочитанное, но и тренировать почерк, чтобы рука не отвыкла от тетрадей за лето. А дневник знаний может состоять из самых разных заметок. Сейчас в книжных магазинах в избытке продают красивые блокноты-дневники, есть и линованные. В них ребенок может записывать все летние приключения и открытия. Там он будет учиться излагать свои переживания и мысли, практиковать письмо и смаковать удовольствие от своих летних каникул.
Приобщайте ребенка к развивающему творчеству
Рисование, лепка, игры на составление стихов (буриме), фотографирование, собирание конструкторов и многое-многое другое — есть масса вариантов творческого времяпрепровождения. Пусть ребенок выберет занятие по душе и пустит вдохновение в полет. Это точно полезно для мозговой активности, но, что еще важнее, это положительно влияет на развитие личности ребенка и его приоритеты в знаниях (гуманитарий, ученый или математик).
Играйте в настольные игры и викторины, занимайтесь вместе спортом
Многие настольные игры основаны на школьной программе или по крайней мере вынуждают применять знания из нее. Например, монополия — подсчеты, стратегическое мышление, все это можно тренировать в игре. Аркадные игры и даже дженга — все хорошо, если в это вовлечены члены семьи и дети, потому что в процессе игры можно внедрять полезные знания вместе с усложнением правил. Например, пусть каждый следующий ход ребенок делает, рассказав одну из теорем по математике или назвав одного из писателей по школьной программе. Вы можете не только брать уже готовые игры, но и проводить свои викторины, вооружившись учебниками и рабочими тетрадями по разным предметам.
Кстати, на мозговую активность хорошо влияют занятия спортом. Совместная игра в футбол, баскетбол, пионербол или даже бадминтон с ребенком — тоже действенный способ для его раскачки. Можете и тут усложнять игры ответами на вопросы по школьной программе, например, за пропущенный гол ребенок должен рассказать четверостишие Пушкина или назвать столицу Португалии.
Смотрите фильмы и сериалы на английском с субтитрами
Это отличный способ повторить и подучить английский. Если ребенок изучает другой язык, то принцип может быть тот же. Главное, чтобы школьнику было интересно то, что он смотрит в оригинале: мультфильм, обзор игры или сериал — что угодно, что входит в круг его интересов. Вряд ли вы сумеете приобщить его к скучным занятиям, а так практика останется без ущерба настроению.
***
Если подойти к организации летних занятий ребенка творчески и позволить ему по максимуму наслаждаться тематикой процесса, учитывая его интересы, то вы увидите, как активно он будет повторять пройденное и узнавать новое, вычеркивать книги из списка литературы и с нетерпением ждать нового учебного года, чтобы показать, чему научился за лето.