Делать уроки вместе с ребенком не всегда легко. Школьник может чего-то не понимать, лениться, уставать, печалиться от самой необходимости заниматься учебой вместо более приятного времяпрепровождения. А родитель может реагировать на это неспокойно, стрессовать и срывать свои эмоции на ребенке. Такая ситуация только усугубляет процесс получения знаний и выполнения домашки. Поэтому стоит подойти к вопросу системно и улучшить ситуацию, успокоив и себя, и его.
Мы подготовили несколько советов о том, как родителю не терять контроль, оставаться спокойным и помогать ребенку делать уроки продуктивно и верно.
Поймите, что ребенку действительно нелегко
То, что вам кажется самым простым знанием на свете, он еще не изучил. Нагрузка, которую выдерживают современные школьники, не соизмерима с тем, как учились мы. Поэтому ни в коем случае не пеняйте ребенку на непонимание и не раздражайтесь, если он от усталости хуже понимает предмет или ленится. Лучше дайте ему отдохнуть, отложив учебник в сторону. Это не только облегчит жизнь вам, но и укрепит уверенность ребенка в том, что вы на его стороне и можете ему помогать. Так он будет открыто говорить вам о том, чего не понимает, и вы вместе сможете все решить.
Присутствуйте и проверяйте, но не делайте задания за ребенка
Как бы вам ни хотелось побыстрее разобраться с заданиями, дождитесь, пока ребенок выполнит их сам. Если вы все сделаете за него, знания пройдут мимо, и затем в момент самостоятельной работы школьник может сплоховать. Обязательно помогайте, направляйте, давайте подсказки и объясняйте, но никогда не выключайте ребенка из самого процесса выполнения урока, к финалу он должен прийти сам.
Если школьник не хочет заниматься, нужно постараться выяснить причину этого нежелания
Конечно, бывает просто лень продолжать учиться, когда уже просидел несколько уроков с первой смены и ребята зовут гулять. Но есть и другие причины нежелания: непонимание одного предмета или нескольких, конфликт с педагогом, боязнь показаться глупым или иное обстоятельство, мешающее ему с интересом подходить к выполнению заданий. Стоит поговорить с ребенком о том, что его беспокоит, и вполне возможно, что он воспрянет духом и охотнее примется за уроки.
Сформируйте удобный график выполнения домашки
И не забывайте про отдых ребенка. Не нужно грузить его уроками сразу после школы, он уже наверняка устал. Кроме того, смена деятельности положительно влияет на сообразительность, усидчивость и целеустремленность в учебе. Дайте ребенку свободу хотя бы на пару часов, договоритесь с ним о том, что он примется за уроки в определенное время, а до этого может заниматься своими делами. Так и вы сможете подготовиться к этому процессу. Если вдруг школьнику будет удобнее сделать все сразу, не возражайте, но убедитесь, что он сможет сосредоточиться и выполнить задания хорошо, а не как попало.
Примите тот факт, что на домашние задания нужно тратить время
И иногда нужно дополнительно учить уроки в выходные, проходить непонятные темы и повторять пройденное. Это перманентный процесс обучения, в котором до средних классов вы точно должны принимать участие. Если правильно выстроить систему в начальной школе, то потом ребенок уже сам будет делать уроки хорошо.
Поделитесь с ребенком своим опытом
Когда ваш школьник чего-то не понимает, хнычет или переживает, вспомните, какими были вы в его возрасте, когда делали домашние задания. Скорее всего, и с вами все это бывало. Поделитесь с ребенком тем, как вы делали уроки в школе, сколько времени на них тратили, где были проблемы и как вы с ними справлялись. Это поможет вам понять, что чувствует чадо, и укрепить его доверие к вам. А если обстановка в процессе выполнения домашки дружественная, то ребенку будет легче справляться.
Примите школьника таким, какой он есть
Терпение — ключ к пониманию. Постарайтесь не требовать от ребенка того, что он не может выполнить. Кому-то тяжело даются точные науки, кто-то не ладит с языками. Все люди разные, и ваш ребенок — отдельная личность со своими особенностями мышления. Поверьте, если быть внимательным к его предпочтениям и уклону, можно добиться прекрасных результатов в учебе и двигаться в том направлении, какое будет ребенку интереснее всего.
***
Помните, что не каждое домашнее задание кардинально влияет на общую успеваемость и будущее школьника. Иногда можно давать послабления, отпускать ситуацию, показывать, что мир не рушится от непонимания математики или пробела в правилах русского языка. Все можно наверстать, если продолжать стараться. Главное, чтобы вы спокойно воспринимали происходящее. Ребенок почувствует вашу уверенность и, вероятнее всего, тоже начнет позитивно воспринимать процесс, находя в нем много интересного.