Развитие логической памяти
Память – одна из важнейших когнитивных функций человека. Крепкая память помогает нам усваивать новую информацию, без которой невозможно не только обучение, но даже повседневная жизнь. Существует два типа памяти: механическая и логическая – об их особенностях и способах развития логической памяти мы расскажем в нашем материале.
Механическая и логическая память
Механической называется память, при которой процесс запоминания необходимого материала происходит в процессе его заучивания или «зубрежки». Процесс запоминания при данном виде памяти предельно прост: информация запоминается именно в той форме, в которой она подается. Такой способ запоминания предельно прост – мозгу не приходится выполнять никакой дополнительной работы, необходимые для того, чтобы сохранить информацию в памяти нейронные связи образуются автоматически в ходе многократных повторений. Механическая память незаменима в некоторых сферах – например, именно к механической относится моторная память у музыкантов или танцоров: последовательность движений нужно просто заучить, повторяя их, никаких дополнительных действий не требуется. Также механически происходит запоминание звучания слов иностранного языка, клавиш при работе за компьютером, телефонных номеров или имен новых знакомых.
Логической (или смысловой, ассоциативной) называется память, при которой для запоминания необходимо осмыслить полученную информацию, систематизировать ее, выстроить логические и ассоциативные связи в связи с теми или иными ключевыми моментами. Процесс логического запоминания гораздо сложнее механического – мозгу приходится выполнить дополнительную работу с информацией, однако есть у смысловой памяти и неоспоримый плюс: информация таким образом запоминается надолго, в то время как при механическом заучивании она быстро забывается, если ею не пользоваться регулярно. Кроме того, осмысление информации снижает количество ошибок при запоминании в отличие от зубрежки, когда есть вероятность заучить, например, слово, которое по невнимательности неправильнт прочли.
Интересный факт: логическое запоминание происходит быстрее, чем механическое. Например, чтобы заучить несколько десятков слогов, записанных без системы и смысла, нужно около 50 повторений. Выучить связный стихотворный текст такой же длины можно всего за 6-7 повторений.
Этапы логического запоминания
В ходе логического запоминания мозг совершает несколько последовательных действий. Проанализировав их, мы можем получить ключ к улучшению логической памяти. Рассмотрим этапы логического запоминания подробнее:
Этап 1: Анализ
В ходе анализа запоминающий получает ответы на вопросы: Что именно я изучаю? Почему (зачем) я изучаю это?
Анализ необходим для того, чтобы переключить процесс запоминания с механической зубрежки на логическое осмысление материала. Если у человека логическое запоминание хорошо работает, процесс анализа происходит автоматически при ознакомлении с информацией, которую предстоит выучить.
Этап 2: Части и целое
Разделение учебного материала на логичные, завершенные разделы – естественная практика, которая значительно облегчает работу с информацией. Но для успешного освоения текущего раздела нужно понимать, как он связан с ранее изученными разделами, как новая информация вплетается в общую картину изучаемого материала. В таком случае новые знания станут частью общего паззла, их применение на практике будет очевидным и обоснованным.
Этап 3: Поиск связей
Основной логического запоминание является образование ассоциаций (логических связей), в этом ее ключевое отличие от механической памяти. Чем больше таких связей найдено, тем более эффективным будет процесс запоминания, а информация отложится в памяти надолго.
В процессе поиска связей, ищите ответ на вопрос: С чем у меня ассоциируется изучаемая информация? Ассоциации могут быть с прошлым опытом, изученным ранее материалом, или наоборот, неожиданными – например, при изучении новых слов иностранного языка могут возникать ассоциации с близкими по звучанию названиями предметов и явлений.
Этап 4: Познание сути
На данном этапе происходит максимальное погружение в изучаемый материал – чем оно глубже, тем более эффективным будет запоминание новой информации. Помогут погрузиться в суть материала такие приемы, как:
- изучение исторического контекста, при изучении иностранного языка – этимологии (происхождения) новых слов;
- эмоциональная вовлеченность в предмет, при этом можно записывать свои мысли и эмоции, возникающие при работе с информацией;
- изучение биографий людей, так или иначе связанных с изучаемым материалом;
- поиск дополнительной информации – например, связанных с материалом новостей, интересных фактов, самые интересные и важные цитаты экспертов и факты можно записывать;
- поиск связей между новым материалом и близкими вам темами.
Этап 5: Повторение
Перескажите материал своими словами, найдите свои собственные определения и метафоры – на этом этапе важна не форма изученного материала, а его суть, именно ее нужно передать при рассказе максимально точно. Именно в пересказе своими словами заключается ключевое отличие повторения при логическом запоминании от механической зубрежки. Вариантом пересказа может быть написание эссе, возможно в необычной форме – например, в виде диалога исторических личностей. Подключите фантазию – креативные подходы к повторению позволяют максимально отойти от механического запоминания и «прокачать» логическую память.
Упражнения и игры для развития логической памяти
Логическая память постоянно развивается, когда человек использует ее в ходе изучения новой информации. Кроме того, для развития логического запоминания существуют специальные упражнения, доступные каждому.
Игра «Ассоциации»
Участвовать в игре могут двое или несколько человек. Ведущий называет пары слов, которые связаны между собой по смыслу. Например, костер – дым, самовар – чай, лёд – коньки, пшеница – хлеб. Игроки запоминают пары, после чего ведущий называет одно из слов пары, а игроки должны назвать второе.
Также можно играть в другой вариант «Ассоциаций» – ведущий называет слово, например, море, а игроки должны в течение определенного времени (например, за 30 секунд) написать как можно больше связанных по смыслу с названным слов – например, для слова море это будут волны, рыба, кит, корабль, сеть, моряк, шторм, рыбак и т.д.
Игра «Лишнее слово»
Еще одна групповая игра, в которую можно играть вдвоем или небольшой командой. Ведущий зачитывает связки из трех или четырех слов, в которых одно слово лишнее. Например, мяч-глобус-клубок-корзина. Со временем игру можно усложнять, подбирая группы слов, в которых связь не столь очевидна.
Упражнение «Пересказ»
Изложения, которые многие не очень любили в школе, были не одним из способов учителей поиздеваться над учениками, а полезным упражнением, развивающим мышление учеников. Возьмите небольшой рассказ (можно выбрать что-то из классических рассказов, например, Николая Носова, можно взять текст из сборника для изложений или подобрать в интернете). Прочтите его один раз или попросите кого-нибудь прочесть его вам, после чего запишите содержание прочитанного или услышанного. Естественно, записанный текст будет короче исходного – запоминать детали, описания и не нужно, главное – максимально точно передать смысл.
После того, как изложение будет закончено, сравните его с исходником, подсчитайте смысловые пункты (важные события, действия героя) в исходнике и в том тексте, который написали вы. Идеальный результат – когда все смысловые пункты изложены. Если же большая часть таких пунктов «потерялась», такие изложения стоит писать чаще.
Логическое запоминание – гораздо более эффективное и полезное для развития мышления, чем механическое. Занимайтесь его развитием как можно чаще и ваша память непременно скажет вам «спасибо!»