Умение считать – один из базовых навыков, необходимых ребенку для обучения в школе. Причем важно не только освоить цифры и базовые арифметические действия, но и овладеть устным счетом, то есть уметь совершать математические действия в уме, не пользуясь калькулятором или листком бумаги. Быстрый устный счет помогает развить навыки анализа, сравнения величин, прокачивает логическое мышление, позволяет существенно сократить время на решение математических задач. Счет в уме стимулирует мышление, помогает развить речь и память малыша. Поэтому обучению счету важно уделять в дошкольном возрасте не меньше времени, чем обучению чтению и письму.
Когда начинать учить ребёнка считать?
Считается, что оптимальный период, чтобы начать обучение ребенка счету – 3-5 лет: к этому возрасту малыш уже способен освоить простейшие арифметические действия. Однако это не значит, что до трех лет ребенка не нужно знакомить с математикой – уже с 1,5-2 лет кроху можно знакомить с понятиями «один» и «много», а также учить простейшему счету на пальчиках. При этом важно помнить, что мышление ребенка отличается от мышления взрослого человека, дети младше 6 лет не могут относиться к математическим действиям абстрактно, то есть для счета им нужны конкретные, осязаемые предметы – фрукты, конфеты, игрушки. Примеры из цифр для дошкольника скорее всего будут непонятны.
С чего нужно начинать обучение счету?
Оптимальным будет разделить обучение счету на 4 основных этапа:
- Первый этап (от 1,5-2 до 3 лет) – в этом возрасте можно объяснить малышу понятия «один», «мало», «много» и разницу между ними. Можно начать обучение счету на пальчиках.
- Второй этап (от 3 до 5 лет) – в этом возрасте уже можно обучать ребенка счету в пределах десятка, пересчитывая конкретные предметы: фрукты, лапки у кошки, книжки на полке. Можно показать малышу, как выглядят цифры, научиться их писать.
- Третий этап (от 5 до 6 лет) – перед поступлением в школу рекомендуется обучить ребенка счету в пределах двух десятков. Кроме того, пятилетки уже могут понять значение понятий «больше», «меньше» и «равно».
- Четвертый этап (6-7 лет) – ребенка пора обучать счету до 100, а также основным математическим действиям в пределах десятка.
Разумеется, указанные периоды усреднены, при обучении ребенка арифметике важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Так, некоторые дети уже в 4 года прекрасно осваивают счет до 10, а для кого-то и в 6 лет сохраняются сложности с тем, чтобы отличить понятия «больше» и «меньше».
Популярные методики обучения счёту
Как научить ребенка считать быстро и эффективно? Существует несколько простых и доступных методик, которые ускорят обучение ребенка счету, сделают его более интересным, наглядным и результативным.
Счёт на пальцах
Простейший способ освоить счет в пределах одного десятка, причем особенно удобно то, что этот десяток естественным образом разделен пополам. Ребенку, который только начинает считать, сложно запомнить сразу все цифры, поэтому начать со счета до 5, то есть считать пальчики только на одной руке будет лучшим решением. Позднее, когда счет от 1 до 5 будет освоен, можно продолжить обучение, считая пальчики уже на двух руках.
Еще одно важное преимущество обучения этому способу счета в том, что при помощи пальчиков можно задавать ребенку простейшие задачки на сложение и вычитание, причем никакие дополнительные материалы для этого не нужны, заниматься счетом на пальцах можно в любом месте – например, гуляя после детского сада.
Таблицы сложения и вычитания
Таблицы сложения и вычитания могут выглядеть по разному – как просто список примеров, записанный в столбик, так и в виде таблиц, напоминающих известную всем таблицу умножения Пифагора, в которой слагаемые (или уменьшаемое и вычитаемое) числа написаны в столбцах по горизонтали и по вертикали, а на пересечении проведенных из столбцов рядов находится сумма или разность. Такие таблицы являются хорошим подспорьем для детей, изучающих арифметические действия. Выбирать таблицу стоит, ориентируясь на особенности восприятия и предпочтения ребенка: кому-то проще заучить примеры, записанные в столбик, а кто-то с удовольствием играет более сложной таблицей, отыскивая в ней ответы.
Методика Монтессори
Известная педагог была убеждена, что ребенок может постичь основы математики в раннем возрасте, даже не зная еще цифр и не умея считать. Для обучения счету Мария Монтессори создала целый ряд специальных сенсорных пособий, при помощи которых развиваются чувства ребенка, малыш учится измерять, сравнивать упорядочивать и одновременно с этим считать. Такой подход не только обучает ребенка основам арифметики, но также развивает логическое мышление малыша.
Система Монтессори включает в себя множество разнообразных математических материалов: от наборов для знакомства с цифрами от 0 до 9 и для обучения прямому и обратному счёту в пределах первого десятка до материалов для освоения сложения, вычитания, умножения и деления, состава числа, знакомства с дробями. Примечательно то, что сама Мария Монтессори считала самым эффективным упражнением для обучения детей счету упражнения по размену денег, считая купюры и монеты (настоящие или игровые) самым наглядным практическим материалом.
Методика Полякова
Российский педагог Сергей Поряков рекомендует начинать обучение ребенка счету тогда, когда малыш начал проявлять интерес к книгам и цифрам.
Сама методика Полякова достаточно проста: на начальном этапе понадобится пять одинаковых кубиков – можно взять готовые или смастерить их самому из картона, небольшая коробка и пять альбомных листов, на которых нужно написать цифры от 1 до 5. Со временем количество кубиков увеличится и, возможно, понадобится коробка побольше.
Само занятие проходит в игровой форме. Начинается обучение с двух кубиков: первый нужно положить в коробку, сказать ребенку что в коробке один кубик и положить перед ним лист с цифрой «1». Затем нужно сказать, что к одному кубику пришел в гости еще один кубик, поэтому кубиков теперь два. В коробку при этом кладется второй кубик, а вместо листа с цифрой «1» перед ребенком нужно положить лист с цифрой «2». После этого нужно попросить повторить действия с кубиками ребенка – пусть один поселится в домике-коробке, а к нему в гости придет еще один кубик и их станет два.
В следующие дни количество гостей-кубиков будет увеличиваться: их станет три, четыре, пять и так далее. Так ребенок играя осваивает счет сначала до 5, потом до 10, затем методика Полякова предусматривает обучение по тому же принципу счету до 100. Когда счет будет усвоен, задачу можно усложнить – сделать две или несколько коробок, просить ребенка складывать количество кубиков-жильцов в двух домах и так далее.
Методика Домана
В основе метода Домана лежит принцип визуализации: ребенок видит на карточке цифру и соответствующее ей количество точек, что позволяет познакомиться с цифрами и освоить счет.
Для занятий по методу Домана понадобятся специальные карточки: их можно купить или сделать самостоятельно. На одной стороне каждой такой карточки число, а на другой – соответствующее числу количество точек. Карточки показывают ребенку, внятно называя каждое число, при этом показывать каждую карточку нужно ровно столько времени, сколько необходимо, чтобы произнести написанное на ней число. Сначала карточки только показывают малышу, спустя несколько занятий, когда он уже будет хорошо с ними знаком, можно просить повторить названную цифру, а позднее – сказать ее самому, без подсказки взрослого. Со временем задачи дополнительно усложняются: например, карточки начинают показывать не по порядку чисел, или карточки раскладывают перед малышом и просят его найти нужное число.
Ментальная арифметика
Одной из популярных методик обучения счету является ментальная арифметика, в которой малыш учится считать при помощи абакуса – специальных счетов. Подробнее об этой методике вы можете прочесть в нашей статье.
Игры и упражнения для развития умения считать в уме
Существует множество игр, которые помогут развить навыки устного счета у малыша, в большинство таких игр можно играть как вдвоем, так и с несколькими детьми одновременно. Вот лишь несколько примеров таких игр.
Магазин
Дети обожают играть, копируя то, что делают взрослых, и игра в «Магазин» традиционно одна из самых любимых у малышей. Договоритесь, кто из вас продавец, а кто – покупатель, подготовьте «товар» – игрушки, фрукты, карандаши и деньги – их можно нарисовать или купить сувенирные банкноты. Делая покупки или продавая товар малыш быстро освоит счет и простые математические действия.
Помогаем маме
Простейшая игра, в ходе которой ребенок выполняет мелкие бытовые поручения, тренируя при этом навыки счета. Например, мама готовит еду и просит ребенка подать ей с тарелки два огурца для салата. Или мама накрывает на стол и просит малыша посчитать, сколько человек будет есть (например, мама, папа, бабушка и сам ребенок – всего четверо) и принести столько же ложек со стола на кухне. Вариаций таких действий множество, практически любое действие в быту можно обыграть в форме такой игры.
Игра с кубиком
В коробку складываются мелкие одинаковые предметы – конфетки, шарики, карандаши, крупные пуговицы и др. Игроки по очереди бросают игральный кубик и достают из коробки столько предметов, сколько выпало точек на кубике. Выигрывает тот, кто вытащил больше предметов.
Лото
Существуют специальные настольные игры для развития счета – лото, домино и др. Сложность таких игр варьирует от простейших для самых маленьких до достаточно сложных, для школьников и взрослых, это важно учитывать, выбирая игру для своего чада.
Общие рекомендации для родителей
Существует ряд рекомендаций, которые помогут сделать обучение детей счету максимально эффективным:
- Занимайтесь каждый день. Короткие ежедневные упражнения намного более эффективны, чем изматывающие долгие уроки, но 1-2 раза в неделю.
- Не занимайтесь слишком долго. Оптимально уделять обучению счетом до получаса в день, разделив это время на 2-3 коротких занятия, распределенных в течение дня. Дошкольник не может удерживать внимание сфокусированным долго, а обучение счету – именно тот случай, когда внимание ребенка особенно важно, поэтому каждое занятие должно длиться ровно столько, сколько малыш способен заниматься эффективно – не более 10-15 минут.
- Изучайте новый материал только тогда, когда усвоен предыдущий. Например, не следует переходить к счету до 20, если малыш ошибается, считая до 10.
- Откажитесь от повторения ради повторения. Одним из частых заблуждений при обучении ребенка счету является желание довести навык счета до автоматизма при помощи бесконечных повторений. Такой подход лишь тормозит результат: лучше повторять, не акцентируя внимание на повторении, дополняя новые темы примерами из пройденных тем.
- Используйте полученные ребенком знания в повседневной жизни. Возможностей применить знания в области счета – множество. Просите ребенка пересчитать ступеньки, ножки у скамейки, сдачу в магазине.
- Не мешайте ребенку решать задачи самому. Да, иногда видно, что малыш явно ошибается – не прерывайте его и дайте ему получить неправильный ответ, а потом вместе проанализируйте решение и найдите ошибку – так будет эффективнее, чем поправлять малыша немедленно.
- Будьте спокойны и терпеливы. Да, многие вещи, которые вы объясняете малышу – прописные истины, которые тот должен понимать сходу. Но реальность такова, что ребенку может понадобиться довольно много времени и не одно повторение, чтобы запомнить азы арифметики. Не переживайте, не сравнивайте свое чадо с другими детьми и спокойно продолжайте занятия – они непременно увенчаются успехом!
Обучение счету в школе IQ007
Педагоги школы IQ007 разработали методики для обучения счету детей разных возрастов. Малыши занимаются в небольших группах, что позволяет, с одной стороны, уделить каждому ребенку максимум внимания, а с другой – создать легкую соревновательную атмосферу, которая делает занятия более динамичными и эффективными.
Вас заинтересовало обучение ребенка счету? Специалисты школы IQ007 регулярно проводят открытые уроки, на которых родители могут посмотреть, как проходят занятия и ознакомиться с методиками обучения. Приходите к нам на бесплатный пробный урок, мы ждем вас!