Уже в древности людям требовалось постоянно проводить несложные расчёты — в быту, торговле, во время строительства. Для того, чтобы облегчить такую задачу и было создано простейшее счётное приспособление — абакус, или абак.
Изначально это была простейшая глиняная дощечка с несколькими желобками для единиц, десятков, сотен и тысяч. В каждый желобок складывалась галька или плодовые косточки, которые и обозначали нужные числа. С течением времени внешний вид абакуса менялся, устройство совершенствовалось. Кстати, знакомые многим деревянные или пластиковые счёты, без которых еще пару десятков лет назад не обходился ни один магазин — это тоже абак.
Сейчас такие счёты уступили место калькуляторам, но для обучения счёту детей, например, на занятиях ментальной арифметикой, они незаменимы. Кстати, в такой продвинутой в отношении обучения детей стране, как Япония, занятия с абакусом — обязательная часть школьной программы.
История появления и виды абакусов
Известно, что счёты абакус использовали как минимум начиная с третьего тысячелетия до н. э., однако по поводу места их изобретения мнения ученых расходятся — одни считают родиной абака Месопотамию (сейчас на месте этого древнего государства находятся Турция, Сирия, Иран и Ирак), другие настаивают, что абакус изобрели в древней Греции. Кстати, в Элладе камешки, которые раскладывали в желобки абака, назывались «псифос», а способ счёта при помощи абакуса — раскладывание камней или «псифофория». Абакус, пусть и немного видоизмененный, использовался в Древнем Риме, Египте, Индии и других странах того времени.
Ближе всего к привычным нам счётам можно считать китайский абак, или суаньпань, в котором плодовые косточки были нанизаны на несколько спиц, вставленных в бамбуковую рамку. Однако, в отличие от современных счётов, на каждой спице суаньпаня размещалось по семь косточек: две считались «земными», а две – «небесными».
В соседнюю Китаю Японию абакус пришёл немного видоизмененным — в нём на каждой спице было уже по пять косточек или шариков: одна «небесная» и четыре «земные». Японский абак называется соробан, что переводится как «счётная доска».
В России абакус появился в XIV столетии: по мнению одних исследователей, его привезли из Китая, по мнению других — изобрели самостоятельно. В любом случае, русские счёты были относительно революционными по сравнению с азиатскими аналогами — в них было по 10 шариков на каждой спице в связи с тем, что счёт велся в десятичной системе счисления. Именно в таком виде русские счёты и сохранились до наших дней.
Как устроен абакус
Современный абакус ближе всего по своему устройству к японским счётам соробан: в рамке из дерева или пластика расположены вертикально спицы с нанизанными на них деревянными или пластиковыми костяшками. Число спиц обязательно нечётное — от 5 до 31, чем спиц больше, с тем большими числами можно производить арифметические действия на абакусе. Чаще всего применяются абаки с 13, 17 или 21 спицей.
Костяшки на спицах разделены длинной планкой таким образом, чтобы с одной стороны планки располагалось по одной костяшке, а с другой — оставшиеся четыре. По традиции, «костяшку-одиночку» называют «небесной», потому что она располагается над остальными костяшками на спице, которые называются «земными». Также верхние одиночные костяшки называют «братья», а нижние — «друзья».
Каждая костяшка равна одной единице, каждая спица указывает на разряд числа. Для удобства счёта на разделительной планке наносят специальные метки в виде белых или цветных точек, которые указывают на расположение разрядов — единиц, десятков, сотен, тысяч и так далее.
Как считать на счётах абакус
Принцип счёта на современном абаке такой же, как на его древнем предшественнике соробане. Чтобы быстро научиться считать на абакусе без ошибок, следует соблюдать несколько несложных правил:
-
числа на приспособлении набираются слева направо;
-
костяшки снизу считаются числами от 1 до 4, «небесная» костяшка считается числом 5;
-
поднятая вверх «небесная» костяшка означает, что число меньше 5, опущенная вниз — что число больше или равно 5;
-
каждая спица соответствует одному разряду чисел — от единиц до миллионов и так далее, в зависимости от размеров конкретной счётной доски.
При счёте на абакусе нужно сдвигать костяшки от внешней рамки к внутренней планке. Например, чтобы показать число 2 нужно сдвинуть две «земные» костяшки вверх. Чтобы показать число 8 нужно опустить к планке «небесную» костяшку (получим 5) и поднять к планке три «земные» костяшки (получим ещё 3, что в сумме с 5 даст 8). Аналогично отображаются любые числа, но для отображения двузначного числа используются две спицы (единицы и десятки), трёхзначного — три (единицы, десятки, сотни) и так далее.
Преимущества упражнений на абакусе
В наши дни абакус устроен так же просто, как его далекие предки, однако занятия на нём позволяют выполнять достаточно широкий спектр математических операций — от простейших сложения и вычитания до достаточно сложных: возведения в степень, извлечения корней, вычисления процентов.
Можно сказать, что проще и быстрее сосчитать всё на калькуляторе, однако нужно понимать: когда вместо мозга работает калькулятор, отвечающие за когнитивные функции зоны мозга не развиваются. Для ребёнка особенно важно развить эти зоны как можно раньше — это сыграет положительную роль в дальнейшем обучении.
Регулярные занятия с абакусом помогают научиться быстро производить математические расчёты в уме, не делая записей. При этом считают на абаке при помощи обеих рук, а это значит, что во время таких занятий активно работают и развиваются оба полушария мозга.
Одновременная активность левого (отвечающего за логику) и правого (ответственного за образное мышление и творчество) полушарий мозга стимулирует образование между ними нейронных связей. Интенсивное формирование нейронных связей лежит в основе совершенствования любых интеллектуальных функций: мышления, памяти (краткосрочной и долгосрочной), внимания, обучаемости.
Полезным бонусом станет улучшение мелкой моторики, ведь ребенок в ходе вычисления на абакусе работает с небольшими костяшками. Мелкая моторика, в свою очередь, тоже благотворно влияет на развитие интеллекта. После успешного освоения абака ребенок переходит к упражнениям по ментальному счёту, то есть вычислениям, в которых абакус используется только мысленно, — этот этап способствует развитию воображения.
Польза ментальной арифметики
Упражнения с абакусом легли в основу ментальной арифметики — уникальной современной методики устного счёта, которая способствует всестороннему общему развитию ребёнка. Ментальная арифметика не ограничивается навыками выполнения математических расчётов в уме, но помогает раскрыть огромный потенциал детского мозга — сформировать многочисленные нейронные связи в коре головного мозга.
На практике это значит:
-
научиться считать в уме быстро и без ошибок, в том числе делать без калькулятора сложные математические расчёты;
-
быстрее воспринимать и обрабатывать поступающую информацию;
-
развить умственные способности, в том числе логику, аналитическое мышление, кратковременную и долговременную память, «прокачать» фотографическую память;
-
научиться концентрировать внимание на поставленной задаче, сосредоточенно работать над ней;
-
научиться рассуждать и делать выводы;
-
развить творческие способности, абстрактное мышление и воображение.
Начинать занятия ментальной арифметикой целесообразно с 4–6 лет — именно тогда, когда мозг активно растёт, пока в нём только формируются нейронные связи. Раннее начало занятий позволяет максимально задействовать заложенный природой потенциал. Однако и в более старшем возрасте ментальная арифметика принесет пользу: мозг, а вместе с ним интеллект, постоянно развивается и любые упражнения способствуют этому развитию.