Многим детям сложно сконцентрироваться на чем-либо, сосредоточиться на одном действии и полностью в него погрузиться. А между тем умение удерживать внимание — одно из важных качеств для продуктивной деятельности (учебы, работы, творчества). Оно развивается с возрастом, в дошкольный период это умение нужно развивать и настраивать, потому что дети не умеют управлять своим вниманием изначально. Своевременная помощь в развитии сосредоточенности, устойчивости, спокойствия и концентрации очень важна в первые годы жизни ребенка.
К счастью, существует масса упражнений на развитие внимания, каждое из которых можно успешно применять в совместных занятиях с ребенком с самого раннего возраста.
Упражнения на развитие слухового внимания
«Справа или слева?» или «Где звучит?»
Можно взять колокольчик или иной звучащий предмет, попросить ребенка закрыть глаза и издать звук от этого предмета слева или справа от ребенка, а затем спросить, заметил ли он, с какой стороны прозвенел колокольчик. Усложненный вариант упражнения: взять звучащий предмет, пока ребенок сидит с закрытыми глазами, отойти и произвести звук этим инструментом в определенном месте (в углу комнаты или у шкафа, например), а затем там же этот предмет спрятать. Ребенку нужно предложить найти этот инструмент, ориентируясь на то, откуда он слышал звук.
«Хлопаем и топаем»
Взрослый должен произносить разные слова, предварительно договорившись с ребенком, что тот будет хлопать в ладоши, если назван какой-нибудь цвет, и топать ножками, если названо какое-либо животное.
«Повтори ритм»
Взрослый задает определенный ритм, нахлопывая или настукивая его, а затем просит ребенка повторить. С каждым разом ритмический рисунок можно усложнять.
«Жмурки с колокольчиком»
Завяжите ребенку глаза, а себе на руку наденьте браслет с бубенчиками или возьмите в руку колокольчик. Предложите ребенку поймать вас, идя на звук колокольчиков. Потом можно поменяться ролями.
Упражнения на развитие зрительного внимания
«Угадай, что исчезло»
Можно взять 3 или 4 игрушки (разных на вид), выложить перед ребенком, попросить его внимательно посмотреть и запомнить, какие игрушки он видит перед собой. Затем попросить отвернуться, убрать одну игрушку и затем попросить ребенка угадать, что исчезло. Постепенно игру можно усложнять, не только убирать, но и добавлять предметы.
«Подбери пару по цвету»
Опять же нужно 5-6 предметов (игрушки, кубики, шарики, детали конструктора) разного цвета и столько же кусочков ткани или фломастеров тех же уветов. Ребенка нужно попросить соединить пары по цвету. Затем можно переложить игрушки неправильно, пока ребенок отвернулся, и затем попросить исправить ошибки и разложить снова цвет к цвету.
«Найди отличия»
Для этого подойдут парные картинки из интернета или тематических книг или журналов.
Логические и подвижные игры на развитие внимания
«Хитрые числа»
Это игра для взрослого и ребенка в паре. Нужно взять карточки с числами (от 1 до 20, от 1 до 50 или от 1 до 100, зависит от того, какой уровень счета у ребенка), а затем взрослый должен выложить произвольное число, а ребенок должен положить рядом карточку соседнего с этим числа. Например, к числу 15 положить 14 или 16. Эта простая игра развивает не только внимание, но и память, логику и математическое восприятие.
«Части тела»
Нужно показывать ребенку части тела и называть их, затем умышленно «перепутать» и назвать одну часть тела другой (указать на палец и сказать, что это нос). Ребенок должен указать на ошибку, показав на себе верную часть тела.
«Лови не лови»
Тут понадобится два мяча разного цвета (красный и синий, например). Дети становятся в круг и перебрасываются двумя мячами, красный нужно ловить всегда, а синий только тогда, когда его бросают молча. Если тот, кто бросает синий мяч, говорит «Лови!», то ловить, наоборот, нельзя.
«Съедобное несъедобное»
Взрослый говорит задуманное им слово и бросает мяч ребенку. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его. Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч ловить нельзя. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку (или снова взрослому, если играете вдвоем) и бросает мяч.
***
Существует множество упражнений на развитие внимания, они ориентированы на разную степень активности, могут быть устными или письменными, с реквизитом и без него. Очень многое можно найти в сети, но еще лучше заниматься вместе с педагогами. Так точно будут соблюдены правила игры, техника выполнения заданий будет точнее, а значит и результат будет оптимальным.
В школе IQ007 с детьми выполняют упражнения на внимание и развитие мышления, дают задания разной степени сложности, оценивают не только уровень подготовки, но и темперамент ребенка, и подбирают игры, которые будут ему интереснее всего. Выбрать ближайшую к вам школу и записаться на бесплатное пробное занятие можно здесь.