Эти советы помогут вам вырваться из бесконечного круговорота выполнения домашних заданий до глубокой ночи, сохранят нервную систему здоровой, а отношения внутри семьи — крепкими.
Сколько времени должно уходить на домашнее задание
Существуют установленные рекомендации относительно времени, которое школьники разных возрастных групп должны уделять выполнению домашних заданий. В России эти нормы выглядят следующим образом:
- Ученики 4–5-х классов — 2 часа в день;
- Ученики 6–8-х классов — 2,5 часа;
- Ученики 9–11-х классов — от 3 до 4 часов.
В 2023 году Минпросвещения выпустило обновленные рекомендации о домашних заданиях для школьников. В них прописано, сколько времени на домашнюю работу должны тратить дети разного возраста.
На выполнение заданий по всем предметам должно уходить:
- Ученики 1-го класса — до часа,
- Ученики 2–3-х классов — до 1,5 часов,
- Ученики 4–5-х классов — до 2 часов,
- Ученики 6–8-х классов — до 2,5 часов,
- Ученики 9–11-х классов — до 3,5 часов.
Отдельно указано, что объём заданного на дом не может превышать половины работы, выполненной на уроке.
Однако на практике эти рекомендации часто не выполняются — родители регулярно помогать детям с учёбой и, наверное, каждый из них хоть раз засиживался за учебниками до ночи и задавался вопросом — как сделать домашнее задание быстро.
По данным исследования Научного центра здоровья детей, общая образовательная нагрузка для учащихся 5–9-х классов составляет от 10 до 13 часов в день, что в сумме составляет от 50 до 78 часов в неделю, в зависимости от количества учебных дней.
Для сравнения, стандартная рабочая неделя для взрослых составляет всего 40 часов. Именно поэтому вопрос об отмене домашних заданий обсуждается уже не первый год, но встречает сопротивление как со стороны педагогов, так и со стороны самих родителей.
Что может помешать сделать домашние задания быстро
Существует несколько основных факторов, которые могут затруднять выполнение домашнего задания:
— слишком сложный материал
— неумение распределять время
— трудности с концентрацией
— физическая или умственная усталость
— отсутствие мотивации
Первый фактор — сложный учебный материал — требует внимательного анализа образовательного процесса. Возможно, стоит обсудить проблемы с преподавателями, найти помощь у педагогов дополнительного образования или рассмотреть возможность перевода в более подходящее учебное заведение. Однако чаще всего дело в четырёх других причинах. Если вы обратите на них внимание в самом начале учебного года, вы поможете ребёнку не запустить предметы, покажете ему, когда лучше делать уроки, и избежите неловких ситуаций на собраниях.
Давайте разберём каждую проблему подробнее и узнаем, как их можно решить.
Когда ребёнок испытывает трудности с распределением времени, он просто не знает, как быстро делать уроки, но вы можете ему в этом помочь:
- Установите режим. Например, ребёнку всегда нужно садиться за домашнее задание через два часа после возвращения из школы. Соблюдение расписания поможет привыкнуть к определенному графику и улучшить фокусировку.
- Разделите задачи на сложные и простые, и всегда начинайте со сложных, их легче сделать на свежую голову, а уже потом перейти к тем, которые «да что там делать».
- Делайте перерывы. Короткие паузы между заданиями позволят ребёнку восстановить силы и вернуться к учёбе с новыми силами.
- Вместе создайте расписание всего дня, которое будет включать время для учёбы, игр и отдыха. Такой подход поможет ребёнку лучше организовать своё время и избежать чувства перегруженности.
Трудности с концентрацией внимания можно решить следующими способами:
- Создайте удобное и спокойное место для занятий. Убедитесь, что оно хорошо освещено и свободно от лишних предметов (например, игрушек, лишних бумажек и карандашей).
- Попросите ребенка отложить телефон и отключить уведомления из социальных сетей, чтобы ничто не отвлекало его от выполнения заданий.
- Наведите порядок не только на рабочем столе, но и в ящиках. Чистота и организованная система порядка помогут улучшить восприятие и сосредоточенность.
- Переоденьте ребенка в удобную, не сковывающую движения одежду, чтобы он чувствовал себя расслабленно.
- Обеспечьте тишину или, наоборот, включите спокойную классическую музыку. Исследования показывают, что это может помочь улучшить концентрацию и снизить уровень стресса.
Усаживать за домашнее задание ребёнка без сил тоже нельзя, усталость накапливается, а мысли разбегаются. Вот несколько простых способов взбодриться и настроиться на продуктивную работу:
- Пустой желудок — враг успешной учебы. Небольшая порция вкусной и полезной еды, а также стакан воды помогут восполнить запас сил и «запустить» мозг. Фрукты, йогурт или горсть орехов — отличный выбор для перекуса.
- Духота и недостаток кислорода часто становятся причиной сонливости и снижения концентрации. Регулярно проветривайте комнату, особенно если за окном холодно. Даже пять минут свежего воздуха каждый час принесут пользу.
- Короткие перерывы с физической активностью — залог бодрости и ясного ума. Видите, что ребёнок засиделся, попросите его встать, пройтись по комнате и сделать пару упражнений на растяжку.
Как повысить мотивацию ребёнка к выполнению домашних заданий
- Постарайтесь донести до ребёнка, что выполнение домашних заданий — это не пустая трата времени, а важный этап закрепления знаний и получения новой информации. Объясните, что без домашних заданий он не сможет получать высокие оценки и будет неловко чувствовать себя в школе при их оценке.
- Разнообразьте учебный процесс небольшими радостями: предложите ребенку конфету или включите его любимую музыку. Пусть короткие паузы станут временем для отдыха и удовольствия.
- Не забывайте хвалить. Любое выполненное задание, написанное сочинение или выученный стих заслуживают признания. Искренние слова поддержки могут значительно повысить мотивацию ребёнка.
- Приучайте к самостоятельности. Желание обратиться за помощью в домашней работе может быть сильным, особенно в самом начале, и вы можете помочь, но кратковременно и по одному заданному вопросу, иначе ребёнок так и не узнает, как делать уроки самому. Со временем он научится быстро находить нужную информацию и принимать решения, что положительно скажется на его самооценке.
- Мотивируйте ребёнка, предлагая ему увлекательные планы на вечер. После выполнения домашних заданий можно вместе поесть мороженого, посмотреть фильм или сходить на прогулку. Возможности безграничны.
Теперь, когда вы знаете, на каких этапах могут возникнуть трудности, пора перейти к главной части и узнать, как научить ребёнка быстро делать уроки.
Правила выполнения домашних заданий
Исходя из пунктов, которые мы разобрали выше, можно составить короткий список правил. Они помогут усвоить, как сделать домашнее задание быстро и без ошибок.
1. Сделайте выполнение домашнего задания привычкой — ребёнку нужно каждый день выделять час-полтора на занятия и делать это желательно в одно время. Если вы не знаете, когда лучше делать уроки, то специалисты рекомендуют промежуток с 16 до 18 часов, в это время мозг максимально активен.
2. Организуйте ребёнку удобный рабочий стол, с хорошим освещением и комфортным стулом. Делать уроки на кухонном столе или на диване нельзя, это расхолаживает и сбивает с настроя.
3. Убирайте со стола всё лишнее, чтобы ребёнку было не на что отвлекаться. Даже включенный телевизор в соседней комнате может мешать сосредоточиться.
4. Не забывайте про небольшие перерывы на отдых, разминку или кружку чая, чем дольше ребёнок остаётся без движения, тем сложнее ему даются задания. Даже у учеников старших классов концентрация внимания снижается через десять минут работы над одним предметом, что уж говорить про младших школьников, поэтому им важно прерываться каждые 25-30 минут.
5. Составляйте ребёнку памятки, особенно, если речь идёт об ученике младших классов. Проговаривайте порядок действий и объясняйте, почему нужно делать всё именно так. «Пришёл из школы, переоделся, помыл руки, пообедал, поиграл, сел за уроки» — если ты не переоденешься, ты не сможешь отдохнуть и расслабиться, а если сядешь за задание голодным, у тебя не хватит сил его доделать.
6. Всегда следуйте расписанию. Если начало домашних занятий намечено на 16:00, не поддавайтесь на уговоры и просьбы отложить задания на вечер/завтра/конец недели. Так долги только копятся и их становится всё труднее разобрать. Сначала дело — потом развлечение.
Помощь родителей, или как не навредить
Помните, что на дом не задают ничего, с чем ребёнок не мог бы справиться самостоятельно — домашние задания только закрепляют уже пройденный материал. Если ребёнок просит помощи, потому что не знает, как выполнить задание или не может разобраться в тонкостях, вы можете ему помочь, исправить ошибки или просто проверить тетрадь. Но важно не допустить следующих ошибок:
— Не выполняйте задание за ребёнка, потому что «так быстрее и точно на 5», он должен научиться справляться сам.
— Не превращайте домашнее задание в пытку. Напомнить ребёнку о невыполненных уроках — правильно, заставить его переписывать всю страницу из-за одной ошибки — лишнее давление.
— Не ругайте ребёнка за ошибки, они помогают достигать результатов и запоминать правила. Пусть ребёнок сам найдёт оплошность или её даже исправит педагог в классе, но не диктуйте «как правильно».
Всегда помните, что вы с ребёнком на одной стороне. Научите его, как делать уроки быстро, и вам не придётся переживать о долгах по предметам и оценках.