Первое сентября – волнующий день. Мамы и папы думают, всё ли они сделали для своего ребёнка, как он будет учиться. Родители учат его читать слова, рисовать палочки и писать буквы, обучают ребёнка счёту.
Но в первую очередь будущего первоклассника необходимо подготовить к новой, самостоятельной жизни. Если родители для этого сделали недостаточно, то первокласснику придётся не только осваивать школьную программу, но и учиться быть взрослым.
Учите ребёнка собирать мозаику, а не рисовать палочки
Все понимают, что будущего школьника надо многому научить. Подготовку к школе начинают с самого раннего возраста. Как правило, у родителей нет чётких представлений о том, что должен уметь и знать их ребёнок перед школой. Малыша заставляют читать буквы и слова, пытаются выучить с ним числительные, зазубривают с ребёнком длинные стихи и рисуют палочки в тетради.
Подумайте, нуждается ли ваш ребёнок в механическом запоминании, если смысла слов и чисел он не понимает. Не в этом заключается подготовка будущего школьника к первому классу.
Специалисты по возрастной физиологии утверждают, что один из важнейших показателей готовности будущего первоклассника к школе — это умение воспринимать инструкции. Дети не слышат просьбы, отдельные слова они, конечно, понимают, но само поручение, целиком, услышать им тяжело. Попросите ребёнка что-нибудь сделать. Он просто не поймёт, что от него хотят. В лучшем случае выполнит только последнюю часть вашего предложения.
Для того чтобы ребёнок хорошо выполнял школьные задания, его надо научить планировать работу. Рисовать палочки он научится со временем – это не главное в его жизни. Станет ли он самостоятельно принимать решения, будет ли стремиться к получению результата, научится ли он систематизировать знания и искать закономерности – это уже важно.
Вместо палочек предложите ребёнку собрать пазл и посмотрите, как он будет это делать. Может быть, он сначала рассмотрит саму картинку, затем разложит всю мозаику по цвету или распределит её части по главным героям, которые изображены на картинке. Если ребёнок смог собрать пазл самостоятельно до конца и порадовался полученному результату, ликуйте вместе с ним и за него. Ваш шестилетка умеет планировать свою деятельность, мотивирован на получение результата. Надо ему отдать должное, он очень усидчив. Вот это уже настоящая подготовка к школе. Она более результативна, чем написание букв. Ребёнок не бросил работу, потому что у него не получается, он всё продумал и спланировал.
Если же вы видите, что малыш не справляется, начинает капризничать, бросает занятие и уходит к другим игрушкам, значит, надо ему помочь и научить выполнять работу. Прежде всего, ребёнка надо заинтересовать, пусть ему понравится узнавать новое. Это самая важная часть подготовки к обучению в школе.
Научите ребёнка просить помощи, если он затрудняется выполнить задание. Покажите принцип планирования работы. У малыша всё получится, если ему будет интересно.
В чтении главное не техника, а понимание
Механическое заучивание букв, а может быть, даже и слов, не научит ребёнка чтению. Он должен понимать смысл слова, которое прочитал. Чтение для него должно стать внутренней потребностью. Часто малыш читает только потому, что его заставили. Ребёнок должен испытывать потребность в чтении.
Возьмите яркую книжку, где много интересных картинок и мало текста. Просмотрите её от первой до последней страницы. Малыш должен привыкнуть к книжке, только потом начинайте читать текст. Придумывайте игры, загадки к сюжету, заинтересуйте ребенка, чтобы ему тоже захотелось читать. Пусть он делает ошибки, не критикуйте его и не одёргивайте. Пусть он попытается сам понять ошибку и исправить её.
Ребёнок, который прочитал слово и понял его смысл — открывает для себя целый мир. Удивитесь вместе с ним и обязательно скажите, что читать книжки – это очень интересно.
А также надо заниматься с ребёнком и счётом. Обращайте внимание малыша на всё, что попадается на глаза. Тогда он увидит не просто цифры, а смысл каждого числа. Нехорошо, когда ребёнок выучил счёт до ста, но трёх воробьёв сосчитать не может. Выходите на прогулку, начинайте пересчитывать ступеньки, кусты, деревья, камушки.
Очень важно, чтобы ребёнок мог вспомнить и озвучить сюжет мультфильма или сказки, которую посмотрел либо услышал. Говорите с ним. Пусть ребёнок научится отвечать на вопросы, делать выводы и смело высказывать своё мнение. Это поможет ему правильно услышать вопрос учителя и без волнения отвечать на него.
Готовьте к школе не только ребенка, но и себя
Родители тоже должны подготовиться к школе. Прежде всего, им надо перестать опекать своего ребёнка, потому что он уже не дитя, а маленький взрослый. Не следует навязывать своё общество. Пусть он сам решает, идти ему с вами в магазин или нет. Приучите себя оставлять ребёнка дома одного. В школе вас не будет и малышу придётся справляться со всеми делами самому.
Уделяйте занятиям с детьми 2-3 часа в день. В первую очередь необходимо вырабатывать у ребенка внимание. Это качество является залогом для последующего успешного получения знаний в школе.
Очень хорошо развивает внимание игра «Найди 5 отличий». Проводится она следующим образом: на стол ставятся игрушки, дошкольник смотрит на них некоторое время и рассказывает, кто из персонажей что делает, чем занимается. Затем ребенок отворачивается или выходит в другую комнату. Некоторые игрушки переставляются, убираются, добавляются. Всего осуществляется пять действий. Ребенок внимательно смотрит и поясняет, что именно поменялось, и предполагает почему, то есть кто куда ушел.
Кроме упражнений и занятий родители должны морально подготовиться новому статусу маленького человека. В случае плохих отметок не нужно делать из этого трагедию. У малыша еще не совсем сформированная психика, и он посчитает себя глупым и смирится с этим. Объясните школьнику, что неудовлетворительная успеваемость в школе, конечно, плохо, но это можно исправить, если приложить старания. Помогите делом, развивайте его во всех направлениях.
Привыкайте к тому, что ребёнок вырос, и научите его самостоятельности и ответственности. В школе у него всё получится, и вы будете гордиться успехами своего малыша!