От того, как быстро человек читает, напрямую зависит скорость, с которой он выполняет учебные и рабочие задачи. А значит, и нынешний или будущий карьерный успех.
Обучение на курсах по методике скорочтения полезно и эффективно в любом возрасте. В среднем современный взрослый читает со скоростью 200–400 слов в минуту – а методики обучения скорочтению позволяют повысить показатель как минимум вдвое.
Скорочтение не просто позволяет читать быстрее – методики развития скорочтения «прокачивают» интеллект и внимание, учат структурировать прочитанный текст и лучше понимать его и даже улучшают зрение и артикуляцию.
Лучшие методики скорочтения
Способов повышения скорости чтения великое множество. Какая методика скорочтения лучше? Обычно методики скорочтения используются в комплексе для достижения максимального эффекта. Рассмотрим самые популярные и эффективные способы повышения скорости чтения.
Подавление субвокализации
Многие люди подсознательно мысленно проговаривают текст, который читают. Из-за этого скорость чтения про себя значительно замедляется, вплоть до того, что соответствует скорости чтения вслух. Сама по себе субвокализация – естественный процесс, который призван помочь читателю распознавать слова по звучанию. Таким образом уменьшается мыслительная нагрузка.
Проявляется субвокализация непроизвольным напряжением, подергиванием мышц речевого аппарата. Обычно такие движения незначительны и могут быть зарегистрированы только при помощи специальной аппаратуры, хотя есть люди, которые буквально шевелят губами, беззвучно проговаривая прочитанный текст.
Субвокализация – лишний этап при чтении, замедляющий его. Разнообразные способы подавления субвокализации позволяют частично или полностью устранить её и тем самым существенно ускорить восприятие текста. Для подавления субвокализации рекомендуется во время чтения выстукивать определенный ритм (например, ритм Жинкина) или проговаривать определенные фразы, стишки.
Суть такого подхода проста: выстукиваемый ритм не совпадает с мелодикой русского языка, благодаря чему внимание читающего отвлекается от мысленного проговаривания текста. Спустя некоторое время мозг приучается воспринимать текст в виде зрительного образа, без проговаривания, и скорость чтения возрастает.
Чтение наоборот
Чтение слов и предложений наоборот развивает концентрацию внимания на тексте, учит читать, не отвлекаясь, стимулирует понимание прочитанного. Чтение наоборот – одна из самых простых и доступных методик скорочтения для детей и взрослых: читать наоборот можно в любом месте, например, вывески и рекламные объявления во время прогулки или поездки в транспорте. Можно читать наоборот только что прочитанную главу книги, а можно, напротив, начать читать ее с конца а потом проверить, насколько усвоилась информация, перечитав текст как обычно.
Непрерывное чтение
Обычный человек, читая, то и дело возвращается к только что прочитанным фразам, даже если смысл их полностью понятен. Такие возвраты делают чтение прерывистым и существенно замедляют его. Выработка навыка непрерывного чтения заключается в том, что читающий, прочитав предложение или абзац, фиксирует его в своем внимании, при необходимости делает небольшую паузу для осмысления прочитанной информации, после чего сразу же продолжает чтение, без дальнейших возвратов к прочитанному.
Клиновидные таблицы
Одним из препятствий быстрому чтению является ограниченность поля зрения. Не тренированный человек воспринимает информацию через центральную часть зрительного поля. Эта часть небольшая, поэтому с ее помощью невозможно охватить вниманием не то что целую страницу текста, но даже строку целиком. В итоге во время чтения каждое слово воспринимается по отдельности, после чего мозгу приходится компоновать образы от прочитанных слов в группы. Охват глазами предложения целиком позволяет воспринять его сразу – это существенно ускоряет чтение.
Тренировка периферического зрения позволяет расширить зрительное поле, через которое воспринимается текст. Для такой тренировки используют клиновидные таблицы. В ходе работы с таблицей нужно читать боковые цифры в каждой строке, удерживая свой взгляд в центре, двигаясь глазами только сверху вниз. Такие тренировки расширяют поле зрения по горизонтали. Существуют клиновидные таблицы для расширения зрительных полей и по вертикали – по ним двигаются взглядом слева направо, удерживая глазами центральную строку. После освоения таблиц с цифрами переходят к варианту со слогами – он считается более сложным.
Таблицы Шульте
Еще одним удобным и эффективным инструментом для тренировки периферического зрения являются таблицы Шульте. Регулярные занятия с такими таблицами помогут не только расширить зрительные поля, но и научиться концентрации внимания, параллельному восприятию информации – все эти навыки полезны при освоении скорочтения.
Классическая таблица Шульте представляет собой квадрат 5 х 5 ячеек, в котором произвольно расположены цифры от 1 до 25. Есть усложненные варианты таблицы Шульте: содержащие больше ячеек, с римскими цифрами, буквами, цифрами и буквами, с ячейками разных цветов. Можно усложнять и саму задачу по таблице, например, искать только четные цифры по возрастанию.
Важное правило работы с таблицей Шульте: концентрироваться нужно на центральной части таблицы, глаза при отыскивании чисел практически не двигаются, поиск выполняется за счет периферического зрения.
Фоточтение
В большинстве научных книг, учебников и статей количество по-настоящему важной информации составляет не более 20%, остальной текст — это объяснения, примеры и литературные связки.
Фоточтение – эффективная методика скорочтения и развития памяти, которая позволяет значительно ускорить работу с текстом. Читающий буквально «фотографирует» страницу глазами, выхватывая их нее основную суть. Фоточтение можно использовать при подготовке обзоров литературы, рефератов, сообщений. Но такой способ чтения не подходит для изучения незнакомой информации и документов – высока вероятность упустить важные детали.
В чем заключается методика скорочтения «фоточтение»? Она подразумевает выполнение таких действий:
-
просмотреть заглавия и подзаголовки – таким образом создается общее представление о тексте, его структуре;
-
охватить взглядом выделенные участки текста, списки, блоки, выхватить ключевые фразы, соответствующие тематике подзаголовков;
-
получив представление об общей сути материала, вернуться к важным местам и перечитать их внимательнее.
Чтение по диагонали
Разновидностью фоточтения, усовершенствованной применением периферического зрения, является чтение по диагонали. Это эффективная методика обучения скорочтению взрослых и детей. Многие великие деятели прошлого владели этой методикой – она позволяла им в кратчайшие сроки усваивать колоссальное количество информации.
Для «диагонального» чтения нужно:
-
мысленно провести через страницу диагональную линию, соединив ею левый верхний и правый нижний углы;
-
читать, двигая взгляд именно по этой диагонали, стремясь при этом охватить зрением одновременно максимальное количество слов;
-
не фиксировать внимание на отдельных словах – наоборот, стремиться получить информацию со всей страницы в виде цельного образа;
-
выхватывать из текста ключевые по смыслу фразы и не обращать внимание на второстепенные обороты, иллюстрирующие ключевые фразы или служащие литературными связками.
Можно вернуться к прочитанным ранее важным частям текста, но только после прочтения главы или раздела целиком.
В отличие от фоточтения, чтение по диагонали позволяет охватить вниманием весь текст без пропусков, поэтому его можно использовать как для чтения на знакомую тему, так и для усвоения новой информации.
Тексты для тренировок по скорочтению
Существуют специальные тексты, при помощи которых можно обучаться и оттачивать навыки скорочтения. В отличие от обычных, такие тексты-тренажеры могут быть напечатаны вверх ногами или повернуты на 90 градусов, в них могут отсутствовать некоторые буквы. Есть тексты «с помехами», например, когда поверх текста наложена «паутина» или «решетка», частично перекрывающая буквы — так, чтобы текст все еще оставался доступным для чтения и восприятия.
Такое чтение превращает занятия в увлекательный квест, поэтому специальные тексты считаются одной из самых эффективных методик обучения скорочтению для детей и подростков.
Техника RSVP
Метод RSVP (на русский язык эта аббревиатура переводится как «быстрая последовательная визуальная демонстрация») лег в основу разнообразных программ, обучающих скорочтению, заниматься по которым можно со смартфона, планшета или компьютера. Суть метода заключается в чтении последовательно возникающих на экране слов, причем скорость их просмотра можно регулировать, постепенно наращивая скорость чтения.
Методика обучения в школе IQ007
Специалисты школы IQ007 разработали несколько программ обучения скорочтению для детей-дошкольников, младших школьников, подростков и взрослых. Каждая программа максимально адаптирована к возрасту и интересам учеников, и это естественно: методика скорочтения для дошкольников не может быть такой же, как методики скорочтения для взрослых. Есть в нашей школе и специальные методики скорочтения для плохо читающих детей.
Занятия построены таким образом, чтобы ученики не уставали и оставались активными: упражнения на повышение скорости чтения чередуются с задачами для развития памяти и интеллекта. Ежемесячно наши педагоги проводят открытые уроки для родителей, на которых можно познакомиться с методиками школы скорочтения IQ007, увидеть, как именно занимаются дети, и порадоваться их успехам.
Ждем вас на бесплатном пробном занятии!