Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе — это умения и навыки, которые помогут маленькому школьнику принять новую для него роль, освоится в графике и требованиях и начать изучение программы без ущерба для психики и здоровья. Первый год обучения особенно трудный: меняется привычный уклад жизни, ребёнку приходится адаптироваться к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
Как проверить психологическую готовность ребёнка
В возрасте 6-7 лет у ребёнка происходят значительные изменения в организме и психике. Он становится более самостоятельным, уверенным в себе и способным к более сложным видам деятельности. Нервная система становится более устойчивой, что позволяет ему лучше контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок начинает осознавать себя как личность и может выражать свои мысли и чувства более ясно.
Письмо Министерства образования № 2021/11—13 «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы» выделяет следующие психофизиологические особенности ребёнка седьмого года жизни:
— интерес к другим людям и желание общаться;
— интерес к получению знаний;
— развитая эмпатия;
— лёгкое взаимодействие с окружающими;
— контроль собственного поведения;
— понимание и выполнение требований взрослых;
— ориентация в пространстве и умение запомнить дорогу домой;
— основы зрительно-пространственного восприятия, умение различать геометрические формы (круг, квадрат, прочие) и положения в пространстве (справа, слева, под, над, сверху, снизу);
— умение срисовывать простые предметы, геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы и цифры с соблюдением размеров и пропорций;
— умение различать и воспроизводить несложные ритмы, выполнять под музыку ритмические танцевальные движения и физические упражнения;
— способность к концентрации внимания на одном виде деятельности в течение 10-12 минут;
— способность выполнить краткую инструкцию с чёткой последовательностью действий;
— словарный запас более 3500 слов, умение внятно и правильно произносить слова и способность к простому звуковому анализу слов.
Как вы могли заметить к этому моменту, в значительной степени за успешное обучение будущего первоклассника отвечают его внимание, память и мышление, они помогут следовать установленным правилам, слушать и выполнять требования педагога. Рассмотрим навыков, которые свидетельствуют о должном уровне развития этих функций:
— ребёнок способен выполнить задачу от начала до конца не отвлекаясь; — он находит 10 различий между двумя картинками;
— умеет выделить одинаковые предметы среди ряда похожих;
— находит подходящий фрагмент изображения;
— проходит лабиринт в уме, не следя за ними пальцем;
— может запомнить до 9 предметов за 30 секунд;
— повторяет по памяти фразы, сказанные дважды;
— может запомнить ряд из 6 цифр и картинки, отвечая на вопросы по их содержанию;
— без труда подбирает логичные пары предметов, определяет закономерности в логических рядах и находит последовательность событий.
Если развитие семилетки соответствует описанным показателям, можно считать, что к школе он готов, но психологи выделяют три главных показателя психологической готовности ребёнка к школе: личностный, волевой и интеллектуальный. О них мы поговорим подробнее, потому что именно они станут главными показателями будущего успеха в школе.
Основные компоненты школьной зрелости ребёнка
Личностная готовность первоклассника к школе включает мотивацию к обучению, способность работать самостоятельно, коммуникативные навыки, эмоциональную стабильность и адекватную самооценку, ребёнок должен быть способен выполнять задания самостоятельно и без помощи взрослых.
Почему так важна адекватная самооценка? Именно она помогает ребёнку чувствовать себя уверенно и комфортно в новой школьной обстановке. Обычно такие дети более успешны в учебе и не боятся пробовать что-то новое. Кроме того, адекватная самооценка помогает лучше адаптироваться к новым социальным условиям и общаться со сверстниками и учителями.
Волевая готовность заключается в способности ребёнка управлять своим поведением, ставить цели и достигать их. Будущий школьник должен быть способен преодолевать трудности и не отвлекаться на посторонние вещи. Также важно, чтобы он умел контролировать свои эмоции и не проявлял агрессию или излишнюю эмоциональность.
Интеллектуальная готовность — это необходимый для успешного обучения уровень знаний и умений. Чтение, письмо, счёт, развитые внимание, память, мышление и фонематический слух, который помогает слышать и различать все звуки речи. Ребёнок должен знать свои имя, фамилию, отчество, дату рождения и адрес, различать такие понятия как «больше-меньше» и «ближе-дальше», понимать, как найти сходства и отличия.
Ещё один важный показатель — это социально психологическая готовность ребёнка к школе. Она складывается из умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в коллективе, уважать других людей и заботиться о своем здоровье. Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, следить за своей гигиеной и выполнять простые бытовые задачи. Первоклассник должен знать элементарные правила этикета и вежливого общения, ему придётся высиживать урок за партой, слушать педагога, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы.
Как подготовить ребёнка к школе
Подготовка начинается с развития навыков и знаний. К первому классу ребёнок нужно научиться читать, писать и считать, а также иметь базовые знания по различным предметам. Кроме того, ребёнок должен уметь работать в команде, общаться со сверстниками и взрослыми, а также контролировать свои эмоции.
Чтобы помочь ребёнку адаптироваться к школе, необходимо создать для него комфортные, но понятные условия — распорядок дня, знакомство и общение с будущим педагогом и одноклассниками. Ребёнок должен чувствовать поддержку со стороны родителей и учителей. Важно обеспечить ему возможность спокойно учиться и качественно отдыхать, ведь первокласснику придётся адаптироваться не только к самой учёбе, но и к новой жизни — с её требованиями и правилами.
Один из самых лёгких способов адаптации — это специальная программа от IQ007.
Направление «Подготовка к школе» состоит из 72 занятий и подойдёт для дошкольников, будущих и настоящих первоклассников. Мы обучим ребёнка чтению, познакомим его с числами и числовым рядом, научим слушать учителя и рассуждать, поможем развить усидчивость и объясним, как выражать свои мысли и строить диалог.
Помните, что даже умение читать и считать ещё не означает, что ребёнок готов делать это ежедневно в течение целого учебного года с 8:00 до 13:00 в коллективе из 20-25 детей и под присмотром чужого взрослого. Поэтому, если малышу только исполнилось шесть или он не соответствует показателям психологической готовности ребёнка к школе, с первым классом лучше не торопиться.