Когда речь заходит о развитии математических способностей у детей дошкольного возраста, родители часто заходят в тупик — а что это, вообще, за способности такие? Какие навыки необходимы вашему ребёнку для успешного обучения в школе, а какие пока можно проигнорировать — давайте разбираться.
Что относится к математическим способностям
Если вам кажется, что умение складывать и вычитать — достаточные навыки для определения школьника как математически одарённого, поспешим вас исправить, ведь психологи выделяют следующие признаки развития математических способностей у ребёнка
1. Потребность в самом факте получения знаний — ребёнок постоянно ищет смены впечатлений и новую информацию, получает удовольствие от размышления и поиска правильного решения.
2. Высокий интеллектуальный уровень — ребёнок мыслит конкретными категориями и способен к абстракциям, умственные операции выполняются быстро и точно. Здесь же выделяют навыки логического мышления, стремление к рассуждению и выделению главного, богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
3. Креативность — у ребёнка особый склад ума, развито творческое мышление и воображение.
Всегда ли эти черты проявляются у детей, как часто они встречаются, а главное — как эти способности развивать, рассмотрим в статье.
Как развивать математические способности у ребёнка
Склонность к математике, как и все остальные способности, даже у детей с врождённым талантом, развивается только в процессе обучения и практических занятий. Но, пытаясь сделать из ребёнка математического гения, вспомните, как сложно даётся то, что нам делать не хочется. Не нужно заставлять детей считать, если они хотят играть и бегать кругами — так вы на долгое время вообще отвадите их от занятий. Если речь идёт о развитии математических способностей детей среднего возраста, то здесь вам будет чуть проще договориться и увлечь ребёнка счётом в процессе игры. Начать нужно, конечно, с первого знакомства с математикой:
— во время игры обращайте внимание ребёнка на разную форму игрушек, их цвет и положение в пространстве (мишка ближе, чем пирамидка, до него проще дотянуться, вот у него верх, а вот — низ и т.д);
— дальше в ход идёт ненавязчивый счёт и сортировка — познакомьте ребёнка с понятиями «больше» и «меньше», объясните, в чём разница кучек предметов, которые вы перед ним выкладываете, и предложите выровнять их количество;
— затем вы можете начать учить ребёнка различать простейшие геометрические фигуры и искать их вокруг себя, одновременно начните изучать цифры, числа и лёгкие действия с ними.
Кроме очевидного знакомства с наукой для развития математических способностей у дошкольников можно использовать следующие методы:
— пошаговые настольные игры с кубиком;
— различные головоломки и ребусы;
— игра в шахматы (она хорошо развивает логическое мышление);
— чтение сказок под призмой математических задач — сколько зверей влезло в Теремок и как разность их размера помогла им там поместиться.
Учёные сходятся во мнении, что талант к математике проявляется у детей, у которых развиты следующие навыки:
— пространственное мышление,
— поиск причинно-следственных связей,
— умение выделять и запоминать важную информацию,
— быстрый счёт,
— умение анализировать информацию.
Интересно, что тот же набор навыков отмечают у детей, которые проявляют способности к изучению иностранных языков, т.е. математики могу легко выучить любой иностранный язык.
Что поможет вам развить математические способностей у детей дошкольного возраста
«Угадай кто/что?» — развивает логическое мышление и способность к анализу. Загадывайте ребёнку персонажей, животных или предметы, описывая только их характеристики: «Зимой белый, летом серый, с длинными ушами». Когда ребёнок поймёт правила, предложите ему загадать предмет вам.
Пазлы, мозаики, кубики и лабиринты развивают пространственное мышление. Стройте и проходите их вместе, объясняя ребёнку, как проще найти выход или собрать высокую устойчивую башню.
«Что изменилось?» — игра, которая поможет натренировать способность к выделению и запоминанию информации. Посадите ребёнка в центре комнаты и дайте ему минуту на то, чтобы осмотреться, потом попросите закрыть глаза и спрячьте (или добавьте) один яркий предмет. Задача ребёнка — понять, что изменилось. Со временем задачу можно усложнять и прятать сразу несколько предметов.
Ментальная арифметика. Это направление полезно сразу по нескольким причинам. Во-первых, она помогает улучшить вычислительные навыки. Ребёнок, который занимается ментальной арифметикой, может быстрее и точнее решать математические задачи.
Во-вторых, ментальная арифметика помогает развивать память и внимание. Ребёнок научится концентрироваться на задаче и запоминать большие объемы информации.
В-третьих, это направление развивает творческие способности. Она учит думать нестандартно и находить новые решения задач.
Наконец, ментальная арифметика поможет ребёнку стать более уверенными в своих способностях. Когда он поймёт, что может успешно справляться с трудными задачами, уровень самооценки неизбежно пойдёт вверх.
Как заинтересовать ребёнка математикой?
1. Играйте с ребёнком в простые математические игры, такие как «Кто быстрее сосчитает до 100?» или «Найди число».
2. Объясняйте предмет на примерах из реальной жизни. Показывайте, как математика используется в повседневной жизни, например, при расчете стоимости покупок в магазине.
3. Хвалите за успехи. Не забывайте отмечать достижения ребёнка, чтобы он чувствовал себя успешным и заинтересованным.
4. Не бойтесь использовать технологии. Мобильные приложения и онлайн-игры могут помочь сделать изучение математики более интересным и увлекательным для ребёнка.
5. Не настаивайте на изучении только одной темы. Разнообразие — ключ к успеху. Чередуйте темы, чтобы ребёнок не терял интерес.