Человеческий мозг еще никто не смог изучить на 100%, и о том, как устроена наша память, ученые тоже знают не все. Но те знания, которые уже подтверждены многими исследованиями, дают нам возможность управлять памятью и определять, при каких условиях она работает лучше всего у каждого человека.
Память — это психический процесс познания с определенными характеристиками:
- Объем памяти — то, сколько единиц информации может вместить наш мозг.
- Быстрота запоминания и воспроизведения — то, как человек использует имеющуюся в голове информацию. Как быстро он вспоминает необходимое в какой-либо ситуации.
- Точность воспроизведения — то, насколько верно наш мозг воспроизводит информацию (вспомнить содержание книги, ответ на экзаменационный билет и так далее).
- Длительность хранения — насколько долго мы можем удерживать необходимую информацию в голове. Большинству из нас знакомо это чувство: через пару дней после сдачи экзаменов мы уже не можем вспомнить почти ничего из подготовки к ним.
Виды памяти можно классифицировать по нескольким параметрам.
1 — По органам чувств
Зрительная. Примерно у 60% людей зрение — главный способ получения и запоминания информации. Многие из нас лучше воспринимают все глазами (смотрим, читаем).
Звуковая. Аудиалы отлично воспринимают все на слух, именно им очень легко заполнить что-то новое из подкастов и аудиолекций.
Сенсорная (тактильная). Это память тела. Можно прикоснуться к какой-либо вещи и вспомнить, при каких обстоятельствах уже касался ее когда-то. Люди-кинестетики не любят музеи за невозможность прикоснуться к вещам в них.
Обонятельная. Помните ощущение: слышишь знакомый запах из детства и вдруг как будто переносишься в то время, вспоминаешь все подробности момента. Память на запахи — одна из самых мощных.
Вкусовая. Обладатели хорошей памяти на вкусы могут, попробовав блюдо в ресторане, точно определить, какие специи были использованы.
Эмоциональная. Это память о событиях, явлениях, впечатлениях, имевших яркую эмоциональную окраску. Какие-то моменты жизни мы неосознанно запоминаем навсегда, это не требует осознанных усилий, а запоминается при этом в мельчайших деталях. Считается, что чем чувствительнее человек, тем лучше у него эмоциональная память.
2 — По длительности хранения
Мгновенная: мы видим/слышим/чувствуем что-то, это остается с нами на несколько мгновений и пропадает.
Кратковременная: как только мы что-то увидели/услышали/почувствовали, мы можем воспроизвести информацию об этом довольно подробно (например, запомнить продиктованный номер телефона или номер подъехавшего такси).
Долговременная: отвечает за практические вечное хранение информации в голове, не зависит от объема или способа запоминания, но зависит от того, пользуемся ли мы этой информацией хоть изредка.
3 — По цели запоминания
Непроизвольная: мы не прилагали усилий, чтобы что-то запомнить, но оно осталось в памяти. Согласитесь, иногда мы обнаруживаем, что помним что-то, что нам совсем не нужно.
Намеренная: мы приложили усилия, чтобы запомнить что-то, повторяли, ставили себе цель это запомнить. Это все те же ответы на экзаменационные билеты.
4 — По осознанности
Эксплицитная: мы вспоминаем что-либо намеренно, осознанно
Имплицитная: мы вспоминаем что-то или повторяем какое-то действие без усилия, неосознанно.
Основные процессы памяти
Запоминание
Всеми вышеперечисленными способами мы можем запечатлеть информацию в памяти. Намеренно и случайно. Есть мнение, что лучше всего нам запоминается то, что имеет для нас значение: все, что связано с нашими интересами, потребностями, чувствами. А важным подспорьем для запоминания новой информации безотносительно нашего интереса к ней является повторение. Это основной механизм запоминания.
Сохранение
В этом процессе мы активно перерабатываем, систематизируем, обобщаем информацию. Как правило, лучше в памяти сохраняются те данные, которые мы как следует осмыслили и поняли. Поэтому бездумная зубрежка реже имеет успех, чем вдумчивое чтение и анализ информации.
Воспроизведение, узнавание
Это то, как мы восстанавливаем в памяти прежде запечатленное. Узнавание отличается от воспроизведения тем, что происходит при повторном столкновении с информацией или с объектом. Воспроизведение же происходит без объекта — мы намеренно что-то вспоминаем.
Забывание
То, что есть в нашей памяти, со временем может из нее уйти, если мы не повторяем это, не пользуемся этими данными, не «достаем» их из памяти. Отлично забывается все, что нам неинтересно.
***
Наш мозг — самый мощный компьютер, его системы сложны, многогранны и во многом не познаны. Остается только восхищаться всеми свойствами памяти и тренировать ее… вместе со школой скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта IQ007!