В раннем возрасте у многих детей формируется страх совершить ошибку. Часто это происходит потому, что родители ребенка сами не позволяют себе оплошностей, ругают за неидеальный результат себя и ребенка, живут с «синдромом отличника» (стремлением все сделать на высший балл и получать только похвалу). Между тем, без ошибок жить невозможно, они формируют жизненный опыт, и важно относиться к ним правильно, чтобы не чинить себе препятствий в достижении целей.
В этой статье мы рассмотрим причины, почему дети начинают бояться ошибок, и поймем, как лучше взаимодействовать с ребенком, чтобы помочь ему адекватно относиться к любым результатам деятельности.
Почему ребенок боится ошибок?
Главный ориентир ребенка в раннем детстве — родители. Поэтому, если мама и папа сильно переживают из-за каких-либо результатов его деятельности, например, в детском саду или в школе развития, малыш может начать бояться неудач, не желая ими огорчать родителей.
Мамы и папы, которые сами с детства «должны» все делать только идеально, во многих случаях передают свой «синдром отличника» детям. Они неосознанно прививают страх ошибки, ругая ребенка за плохую оценку или даже просто расстраиваясь от этого события. Но не стоит забывать, что ошибаться — важно и полезно. Без ошибок не происходит эффективного обучения.
Психолог Джейсон Мозер выявил связь между ошибками и обучением в 2011 году: он доказал, что когда мы ошибаемся, мозг работает еще активнее, пытаясь проанализировать и исправить оплошность.
Как вести себя родителям и учителям, чтобы ребенок не боялся ошибок?
Когда ребенок совсем маленький и овладевает первыми умениями, например, держать ложку, пить из стакана, нам не кажется неправильным то, что с первого раза у него не получается сделать это хорошо и правильно. Мы не ругаем малышей за то, что они грязно едят, потому что это их процесс обучения поеданию пищи. Но почему-то нас удивляют и расстраивают ошибки и неправильные действия ребенка в более старшем возрасте.
Тревожность родителя по поводу неидеальности ребенка — сильный триггер. Если реакция на любую оплошность негативна, ребенок начинает нервничать, сомневаться в себе, переживает и боится, от этого результаты его труда могут стать еще ниже.
Поэтому, чтобы придать ребенку уверенности в своих силах и поощрить его на смелые действия без опасения сделать что-нибудь неправильно, родителям и другим значимым взрослым, а также учителям ребенка стоит следить за своей реакцией.
Самое важное: реагировать на любые результаты позитивно. Указывать не на то, что что-то не получилось, а на то, что задача была и правда сложная и что сама попытка ее решить достойна уважения. Нужно показывать ребенку, что его действия вас радуют при любом исходе. Что сам факт его активности — это уже полезно и хорошо.
К сожалению, в обычных школах за ошибки и недочеты нередко ругают и стыдят. Поэтому, если невозможно совсем избавить ребенка от этого влияния, нужно его компенсировать своим положительным отношением к результатам в учебе.
Как помочь ребенку не бояться ошибок?
Здесь есть несколько вполне конкретных паттернов, которые стоит внедрить в общение с ребенком:
Поощрять инициативу
Это включает в себя не только учебу, но и любые бытовые действия. Если ребенок, например, решил приготовить что-нибудь из еды, стоит похвалить его за желание и поощрить на это действие — помочь выбрать ингредиенты, сказать, где что лежит на кухне. При этом не нужно доделывать за ребенком что-то, отнимая у него возможность завершить начатое. И даже если в итоге блюдо не получилось, нужно поблагодарить за инициативу и позитивно оценить любой результат («Как классно, что ты попробовал это сделать!»).
Хвалить не за результаты, а за старания
Сам факт того, что ребенок пытается что-то сделать, достоин похвалы. Дети, которых хвалят за попытки, охотнее продолжают действовать, пытаясь решить проблему, и добиваются в итоге успеха.
Не сравнивать его с другими, только с ним же самим в прошлом
Ни в коем случае не надо приводить в пример других детей, у которых что-то получается лучше или хуже. Ориентируйтесь только на результаты вашего ребенка, сравнивайте их с его предыдущим уровнем, отмечайте прогресс: «Надо же, еще вчера ты не мог решить этот пример, а сегодня уже так быстро с ним справился».
Не упрекать
Если что-то не получилось или ребенок где-то не предпринял должных усилий, не нужно ставить ему это в вину. Можно вместе оценить, проанализировать ситуацию, поразмышлять о том, что нужно сделать, чтобы в итоге все получилось. Но не нужно обвинять ребенка в совершении ошибки или повторе неправильного действия. Мы часто говорим что-то вроде «Вот ты всегда так делаешь» или «Опять ты не сделал вот этого», но такие выводы демотивируют ребенка и не приносят пользы в его процесс обучения.
***
Вы можете по-разному взаимодействовать с ребенком в разрезе его достижений и неудач. Но главное — показать ему, что ошибаться нормально и полезно, что ошибки допускают абсолютно все. Так у ребенка сформируется понимание того, что ошибка — это не признак его низких способностей и не что-то плохое, а просто часть процесса, причем важная и нужная.