Записаться на урок
О школеНаша франшиза
Москва и Московская область
Ваш город Москва и Московская область?
Да, верноВыбрать город
Бесплатный звонок по России
Бесплатно по России
Заказать звонок8 800 2222 007
Блог
Программы

Чтение. Скорочтение

Грамотное письмо и каллиграфия

Ментальная арифметика

Интеллектуальный английский

Математика на 5

Обучение чтению

Подготовка к школе

Каникулы будущего 2025

Вопросы и ответы
Работа в IQ
Контакты
Записаться на урок
Москва и Московская область
Записаться на бесплатный урок
  • О школе
  • Программы
    • Чтение. Скорочтение

    • Грамотное письмо и каллиграфия

    • Ментальная арифметика

    • Интеллектуальный английский

    • Математика на 5

    • Обучение чтению

    • Подготовка к школе

    • Каникулы будущего 2025

  • Контакты
  • Блог
  • Отзывы
  • Вопросы и ответы
Наша франшиза
8 800 2222 007info@iq007.ruЗаказать звонок
IQ 007
Учим быстро читать, красиво писать и считать в уме
IQ Battle
Международная олимпиада по скорочтению для детей
Назад
Влияние гаджетов на детей: вред и польза
#ЭкспертныеСтатьи
31.07.2021

Влияние гаджетов на детей: вред и польза

Без мобильных устройств уже давно сложно представить жизнь в современном мире. Мы используем их для общения, работы, множества повседневных задач, развлечения, обучения — гаджеты почти постоянно у нас в руках. Но до сих пор педагоги, ученые и родители исследуют влияние гаджетов на детей и рассуждают о том, можно ли давать смартфон или планшет в руки ребенку, а также — в каком возрасте и на какое количество времени, с какими ограничениями?

Как связано развитие когнитивных функций, здоровье и благополучие ребенка с этими устройствами? В чем польза, а в чем вред гаджетов для детей? В этой статье мы собрали для вас все, что касается этой темы.

Зачем ребенку гаджеты?

Нынешние взрослые люди — это так называемые диджитал-иммигранты (digital-immigrants) — люди, которые родились и выросли до определенного возраста в бескомпьютерные времена. А наши дети — это поколение digital-natives — они родились как будто уже со смартфоном в руках.

Поэтому пытаться оградить современного ребенка от гаджетов — это утопия, которая не пойдет ему на пользу: сделает аутсайдером среди других детей, лишит возможности диджитал-развития, что в итоге может повлиять на его профессиональное будущее. А вот выработать нерушимые правила обращения с мобильным устройством, дозировать время, уделяемое гаджетам, и воспитывать в ребенке интерес к осмысленному контенту (а не только к примитивным игрушкам), общаться с ним внутри гаджета — эти принципы точно стоит проработать.

Правила обращения с гаджетами для детей

При разумном дозировании использования гаджеты могут быть весьма полезны. Развивающие видео на планшете, игры, обучение письму, счету, логические задачки, развитие моторики — с мобильными устройствами все это стало гораздо доступнее. Но стоит соблюдать несколько правил для максимально безопасного взаимодействия ребенка с гаджетами:

  • До двух лет никакое мобильное устройство ребенку давать не надо вообще. В это время мозг и тело малыша только начинают формироваться, и важно, чтобы это происходило полностью естественным путем. Только аналоговые игрушки, предметы быта, которые заинтересовали ребенка, живая речь и общение с родителями (гаджет не может поговорить с ребенком, поэтому речь развивается только пассивно). Залипать за картинки в телевизоре ребенок может, но только в качестве общего фона наравне с реальным миром.
     
  • С 2-3 лет ребенку можно показать гаджет, объяснить, что это такое, как этим пользоваться. Можно установить разные обучающие игровые приложения и быть вместе с ребенком, когда он их использует. Общее правило для взаимодействия ребенка с гаджетами — нельзя отдавать ему его на долгое время без присмотра, то есть не допускать, чтобы ребенок был предоставлен сам себе и делал в смартфоне что хочет.
     
  • Дети 3-5 лет могут пользоваться гаджетами по 40-50 минут в день, но важно четко дозировать время, проведенное с планшетом или смартфоном, разнообразить занятия внутри устройства (обучающие игры, мультики, интересные видео, задачки и тому подобное) и отдавать предпочтение занятиям в реальной жизни.
     
  • С пяти до 13 лет ребенку можно давать гаджет, постепенно повышая время пользования от 1 до 2 часов в день. Подарить ему смартфон можно в 10-11 лет, в этом возрасте у большинства детей уже появляются мобильные устройства. На нем можно установить блокировку контента 18+ и другие ограничения, продолжать строго дозировать и контролировать время, которое ребенок проводит в диджитал-среде. Не стоит отдавать ему смартфон на откуп, это все равно прежде всего вещь от родителей, и пользоваться ею можно только по их правилам. Главное правило: чтобы чтения, выполнения учебных заданий, живого общения и игр со сверстниками было больше, чем зависания в онлайне.
     
  • В любом возрасте нужно придерживаться общих правил пользования смартфоном или планшетом. Как минимум ограничивать время и делать перерывы для снижения нагрузки на глаза каждые 15-20 минут.

 

Итак, главное:

  1. Отдавать предпочтение традиционным формам обучения и развлечения (рисование, игры), нежели развлечениям в гаджетах.

  2. Установить четкие правила использования устройства.

  3. Не нарушать их и не поддаваться на «еще пять минуточек», как бы ребенок ни просил.

  4. Показывать, что реальный мир и аналоговые занятия интереснее, на своем примере. Не зависать слишком долго в телефоне при ребенке, читать книги вместе с ним и в его присутствии, общаться с ребенком и заинтересовывать его происходящим в офлайне.

 

Как гаджеты влияют на когнитивное развитие ребенка и его здоровье?

Мобильные устройства действительно оказывают большое влияние на речь, зрение, моторику и в целом на физическое и психическое состояние ребенка.

  • Мозг ребенка пластичен, в раннем возрасте под воздействием внешних факторов он может существенно меняться. Гаджеты при чрезмерном их использовании могут негативно повлиять на способность ребенка к обучению, усвоению и анализу новой информации. В 2-3 года гаджеты могут снижать когнитивные функции ребенка, он хуже справляется с обычными развивающими задачами и в дальнейшем показывает более слабые результаты тестов на развитие.
     
  • Экраны планшетов, смартфонов и компьютеров негативно влияют на зрение детей и взрослых (опять же, если смотреть в них слишком много и без соблюдения мер предосторожности). В юном возрасте они наиболее опасны. Пристальное высматривание мелких предметов в экране без переключения на дальние объекты (а именно так наши глаза должны функционировать) увеличивает риск развития близорукости и других офтальмологических проблем. Также длительное смотрение в экран иссушает глаза.
     
  • Чтобы экран не ухудшил зрение ребенка, нужно давать ему пользоваться гаджетом недолго и только в хорошо освещенном помещении, не приближать экран к глазам (расстояние между глазами и экраном в идеале — 50 см), сохранять умеренную яркость экрана, делать частые перерывы (смотреть в окно или на предметы в комнате) и использовать антибликовые очки.
     
  • В раннем возрасте активно формируется психика ребенка, его мировосприятие. Гаджеты позитивно влияют на интеллектуальное развитие, но могут негативно повлиять на восприятие информации, понимание базовых жизненных законов, а также могут снизить эмоциональный интеллект ребенка.
     
  • Многие дети, злоупотребляющие гаджетами, испытывают трудности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста. Также у ребенка может не развиваться фантазия, абстрактное мышление — обилие готовых образов внутри гаджета лишает ребенка возможности додумать и придумать что-то свое.
     
  • С планшетом или смартфоном дети меньше двигаются, это резонно может повлиять на ухудшение осанки, проблемы с мышечным корсетом. Важно сохранять активность каждый день, не проводить на диване с телефоном в руках много времени, делать перерывы.
     
  • В запущенных случаях гаджеты негативно влияют на мелкую моторику. Если ребенок, кроме смартфона, почти ничего в руках не держит, то моторика развивает слабо, а значит, идет негативное влияние и на мышление в целом, поскольку руки и мозг связаны самым тесным образом.
     
  • И, наконец, развитие речи. В раннем возрасте для развития речи ребенку нужно только живое общение с родителями, его попытки коммуницировать нужно всегда поддерживать. Гаджеты не могут дать ребенку общение в традиционном смысле, они не смогут ответить ему, поэтому раннее знакомство с диджитал-устройствами может тормозить развитие речи и вызывать коммуникативные проблемы.

 

В целом гаджеты влияют на детей по всем фронтам, но грамотное введение устройств в повседневность ребенка поможет родителям избежать возможных негативных последствий. Если офлайновое обучение, реальное общение, чтение бумажных книг, прогулки и совместные игры с родителями и сверстникам составляют 80% жизни ребенка, то остальные 20% можно смело посвятить диджиталу, без которого уже не обойтись ни в личном, ни в профессиональном развитии.

 
Назад
Поделиться
Записаться на бесплатный урок
Записаться на бесплатный урок
  • Все записи
  • Экспертные статьи
    • Заботливым родителям
    • Саморазвитие
  • Новости
    • Акции школ IQ007
  • Видео
Подписаться на рассылку:

Спасибо, что подписались!

Пожалуйста, проверьте почтовый ящик

Не получилось отправить форму
Попробуйте повторить позже
Другие статьи

Бизнес идеи для мамы в декрете
Бизнес идеи для мамы в декрете

Появление ребёнка кардинально меняет жизнь родителей, наполняя её новыми обязанностями. После первых радостных дней приходит осознание повседневных забот: постоянная смена подгузников, кормления, уборка и хронический недосып. Мамы в декрете часто чувствуют себя загнанными в угол — ведь раньше они успевали всё, а теперь у них нет времени даже на чашку кофе.

Читать запись
Куда отправить ребёнка на каникулы?
Куда отправить ребёнка на каникулы?

Лето для школьника — это праздник длиной в три месяца, а вот родители каждый год задаются одним и тем же вопросом — куда пристроить ребёнка на каникулы, когда уроки закончились, за окном жара, а мама на работе? Кто-то «сдаёт» детей бабушкам и дедушкам, кто-то сажает их за книги, а другие справедливо считают, что детям нужен отдых и ищут подходящие варианты. Мало кому из вчерашних учеников хочется повторять пройденную программу и сидеть с учебником, как и заниматься с репетитором, кстати. Но, чтобы в начале сентября ребёнок не сидел за партой «как чистый лист», мозг нужно держать в тонусе. Так что же делать и где провести школьные каникулы? 

Читать запись
Зачем ребёнку дополнительные курсы по математике в начальной школе
Зачем ребёнку дополнительные курсы по математике в начальной школе

В современном мире, где знания математики становятся основой для многих профессий и жизненных навыков, роль дополнительных курсов по этому предмету в начальной школе трудно переоценить. В данной статье мы рассмотрим, почему дополнительные курсы по математике являются важным шагом для успешного обучения и формирования будущих достижений вашего ребёнка.

Читать запись
Слепая печать — зачем нужна и как научиться скоропечатанию
Слепая печать — зачем нужна и как научиться скоропечатанию

В современном мире, где скорость обработки информации играет ключевую роль, умение быстро и точно набирать текст становится незаменимым навыком. Слепая печать — это не просто способ ввода данных, а возможность значительно повысить ваши результаты в работе или учёбе. В этой статье мы разберём, что такое слепая печать, почему она так важна в нашей повседневной жизни и поделимся эффективными методами, которые помогут вам освоить скоропечатание с нуля.

Читать запись
Как улучшить технику чтения во втором классе
Как улучшить технику чтения во втором классе

Скорость чтения вслух начинают оценивать уже в первом классе, когда учителя фиксируют, сколько слов первоклассники способны прочитать за минуту. Во втором классе требования становятся ещё строже: ребёнку нужно не только быстро читать, но и делать это выразительно, осознавая и запоминая содержание текста. Как можно помочь ребёнку, обучающемуся во втором классе, улучшить свои навыки чтения?

Читать запись
Прокомментируйте статью
Предоставляя данную информацию, я согласен
с политикой обработки моих персональных данных"
Комментарий отправлен! Спасибо за активное участие в сообществе IQ007.
Не получилось отправить форму.
Попробуйте повторить позже.
Школа скорочтения
и развития интеллекта
8 800 2222 007info@iq007.ru
IQ 007Учим быстро читать, красиво писать и считать в умеIQ BattleМеждународная олимпиада по скорочтению для детей
Программы
  • Скорочтение
  • Каллиграфия
  • Ментальная арифметика
  • Английский
  • Обучение чтению
  • Подготовка к школе
Школа IQ 007
  • Франшиза IQ 007
  • Работа в IQ 007
  • О школе
  • Отзывы
  • Тест на скорочтение
  • Тест на устный счет
Записаться на бесплатный урок
Политика конфиденциальностиПравила оказания образовательных услугОбразовательные программы
© IQ 007, 2017
Разработка сайта
jetstyle