Комплексы — это необъективное восприятие собственных физических или психологических особенностей, низкая самооценка и, как следствие, неуверенность в себе и неприятие себя, как личности. Чаще всего они формируются в юном возрасте, потому что в этот период человек еще не до конца сформировался и легко уязвим. В подавляющем большинстве случаев комплексы мы получаем от тех, кто с нами взаимодействует: от родителей и близких родственников, одноклассников и учителей, воспитателей.
Очень многое в формировании характера, мировоззрения и восприятия самого себя у ребенка зависит от окружения, от мнения и действий взрослых. Неосторожно брошенная фраза или случайность может запомниться ему на всю жизнь и стать триггером мнимого недостатка.
Ругать, стыдить или обесценивать поступки или черты характера ребенка можно осознанно или неосознанно. Часто мы не придаем этому глобального значения и можем внушить ребенку неуверенность в себе, даже не заметив этого. Но с этим можно справиться, если отслеживать свое поведение и говорить с ребенком, спрашивать его о том, что беспокоит, поддерживать.
Есть несколько типов поведения и общения родителей, влияющих на принятие себя у ребенка. Вот основные:
Некорректные сравнения
«А вот у Маши всегда чисто в тетрадках», «Саша уже прочитал все книги, которые вам задали на каникулы» — подобные реплики от взрослых всегда действуют на детей деструктивно и вызывают комплекс неполноценности. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, давайте ему позитивные примеры и указывайте на ошибки без принижения. Никто не обязан быть лучше всех.
Фиктивные жертвы
Некоторые родители часто напоминают детям о том, что те обязаны им своим появлением на свет. Безусловно, это так, но ребенок не принимал самостоятельного решения о своем рождении, поэтому не должен воспринимать ваше решение как жертву. Это может сформировать в нем комплекс, заставить чувствовать себя виноватым в ваших неудобствах. Этого можно избежать, если объяснять ребенку ваши взаимоотношения немного иначе: не долженствованием, а обоюдной благодарностью за то, что вы есть друг у друга.
Завышенные требования и ожидания
Не каждый ребенок должен обязательно быть талантливым отличником, показывающим высокие результаты по всем предметам. Не стоит завышать планку и требовать от ребенка максимума, это может повлечь за собой множество комплексов, от которых будет трудно избавиться. Ставьте реальные цели и спрашивайте у ребенка, что ему дается легче. Не принижайте его заслуги и достижения, даже если они далеки от идеала.
Обесценивание и подавление эмоций
«Мальчики не плачут», «девочка не должна вести себя агрессивно» и многие другие стереотипные высказывания негативно влияют на самооценку и самовосприятие детей. Не нужно навешивать ярлыки и заставлять ребенка испытывать стыд за собственные эмоции. Какими бы они ни были, их можно и нужно проживать. Поговорите с ребенком об этом, расскажите о своих чувствах, поделитесь переживаниями. Покажите, что это абсолютно нормально. Тогда и в обществе сверстников и учителей ребенок сможет открыто выражать эмоции без смущения и чувства вины.
Общие негативные высказывания
Мы можем в порыве злости или раздражения сказать ребенку нечто ранящее, например, что он «ничего не умеет», если есть загвоздка с одним конкретным делом. Такое может случиться с каждым, и важно опровергнуть свое высказывание, когда раздражение прошло. Объясните ребенку, что ваша негативная оценка была необъективна и вы сожалеете о сказанном. Дайте ему понять, что не думаете о нем плохо на самом деле.
***
Отдельно стоит сказать про комплексы, появляющиеся у детей в силу социальных несоответствий. Не у всех в классе одинаково крутые смартфоны, одежда или обувь. Эта разность нередко порождает комплексы несоответствия. Важно объяснить ребенку, что вещи не определяют человека и нет ничего стыдного в том, чтобы чем-то отличаться от большинства. Наоборот, индивидуальность ценится выше, чем айфон, и это будет все яснее со временем. Конечно, не стоит плыть против течения, если ребенку некомфортно в таком состоянии. Но вполне возможно избавить его от переживаний и вместе понять, как ему будет комфортнее находиться в социуме и что для этого нужно.