Практически все родители маленьких детей задаются вопросом: как убедиться в том, что мой ребенок развивается по возрасту? Всем более-менее понятно, когда примерно он должен начать сидеть, ползать, говорить и ходить. Но насколько своевременно развиваются его когнитивные способности и как вообще устроено детское мышление? Ответить на эти вопросы и понять, какие есть основные стадии развития интеллекта ребенка, помогает теория швейцарского психолога и философа Жана Пиаже.
Теория Пиаже предполагает, что дети проходят через четыре стадии развития в определенном порядке и в определенном возрастном промежутке. Возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одних детей по сравнению с другими.
Первая стадия: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет)
В этот период ребенок учится понимать окружающий мир с помощью органов чувств. Именно на этой стадии активно развиваются врожденные рефлексы.
Дети в этом возрасте хорошо реагируют на стимулы ярких цветов, блеск. Они выстраивают свое поведение, пытаясь повторить случайные действия: создать шум, ударив игрушку об пол, выбросить что-то, потянуть покрывало, чтобы добраться до какого-то предмета, который на нем лежит, и так далее. Эти неосознанные эксперименты происходят, потому что ребенок начинает видеть связь между своими действиями и их последствиями.
В этот же период происходит первый контакт ребенка с речью. Первые соприкосновения происходят, еще когда ребенок находится в утробе матери. Изнутри он «прислушивается», знакомится с голосами родных. Дети весьма быстро привыкают к речи и в первые недели жизни предпочитают именно звуки человеческого голоса любым другим. То есть с рождения ребенок может различать речь родителей, причем речь мамы он распознает быстрее.
Главное средство коммуникации на первом этапе развития интеллекта ребенка — плач. Так реализуется первая спонтанная коммуникация. Сначала малыш просто не может воспроизводить другие звуки. Но в течение первых месяцев он начинает использовать и другие пре-лингвистические жесты, например, улыбаться. Постепенно он учится использовать их намеренно, то есть как средство общения. В шесть месяцев ребенок уже может начать складывать первые слоги из гласных и согласных звуков. А первые слова дети начинают произносить примерно в год.
Вторая стадия: период дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет)
Ребенок постепенно формирует свой «внутренний план», начинает использовать предметы в качестве символов. В этот период ребенок еще не может воспринять некоторые виды опыта, поэтому стадия называется дооперациональной.
К примеру, ребенок не понимает принцип сохранения вещества: если перелить из стакана в кастрюлю определенное количество воды, оно не изменится; если изогнуть веревку или сломать пополам палку, эти предметы не уменьшатся. Если объяснить дошкольнику этот принцип на конкретном примере, он поймет, что количество воды или длина палки не меняются. Но если даже немного изменить объяснение, ребенок снова вернется к версии об изменении размеров предмета.
Мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично, он не понимает, что у кого-то может быть другая точка зрения. Пиаже отмечал, что эгоцентризм уходит не с увеличением опыта, а тогда, когда ребенок начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития. Также на дооперациональной стадии ребенок проявляет огромное любопытство к окружающему миру и стремится к новым знаниям.
Третья стадия: период конкретных операций (от 7 до 11 лет)
Эта стадия развития интеллекта ребенка характеризуется тем, что он уже начинает использовать логическое мышление в некоторых ситуациях, но не всегда. Он может сложить в уме несуществующие предметы и числа, объединить предметы по видам и классам. Но задачи пока решаются по отдельности, ребенок еще не умеет обобщать, не может применять абстрактное мышление. Примеры с одинаковыми условиями, но разными составляющими ребенок будет решать обособленно. И один из них может даться ему легко, а второй — труднее, хотя они одинаковы по сути.
Четвертая стадия: период формальных операций (после 12 лет)
Теперь ребенок может мыслить и конкретно, и абстрактно, воображать несуществующие объекты, понимать метафоры, мыслить по аналогии с чем-либо. Для мышления ребенку уже не требуются физические объекты. Ребенок может строить гипотезы, воспринимает процесс получения знаний как единое целое, а не только по конкретным темам. Все операции перешли во «внутренний план».
***
А что если развитие происходит непоследовательно или какой-то навык никак не проявляется? Тут всем родителям нужно запастись терпением и понимать, что развитие каждого ребенка происходит индивидуально, иногда ребенку требуется больше или, наоборот, меньше времени, чтобы научиться чему-то, приобрести навык. И невозможно перескочить какую-то стадию или ускорить ее прохождение. Главное — не давить на ребенка и не делать грубых ошибок, пытаясь поторопить его в когнитивном развитии.