Ко мне обратились тренеры одной танцевальной студии с вопросами: как мотивировать медлительных детей на успехи в танцах? как направлять в положительное русло активность очень подвижных детей? что делать на тренировках с болтунами и комментаторами? как реагировать, когда ребенок жалуется на боль в ноге, — верить ему или нет? Чтобы основательно ответить на все их вопросы, я открыла книгу известного автора Юлии Борисовны Гиппенрейтер «У нас разные характеры… Как быть?»
Книга написана, как всегда у Юлии Борисовны, очень доступным языком. Автор подробно рассказала про 8 типов характеров. Объяснила разницу между темпераментом, характером и акцентуацией характера, сославшись на работы Гиппократа, Юнга, Леонгарда, Личко и др.
Каждый тип характера она описала со стороны природных особенностей организма, интересов и ценностей, общения и воспитания, а главное, четко выделила положительные стороны и слабые места личности каждого типа (ведь нет плохих и хороших характеров!), при этом сославшись на примеры из жизни реальных людей и литературных героев. Появляется желание перечитать «Человека в футляре», «Мертвые души», «Душечку», «Анну Каренину»... Очень наглядно!
Зачем же читать эту книгу, если вы далеки от психологии или педагогики?
Эти знания пригодятся каждому человеку! Прочитав о типе характера своего ребенка, супруга, начальника или просто коллеги, вы будете знать, как себя вести с ним, реагировать или нет на его какие-либо проявления поведения. Особенно с ребенком! Зачастую ведь родители хотят «переделать» ребенка, подтолкнуть медлительного или, наоборот, приостановить излишне подвижного… А если это его базисное свойство?! Прочитав книгу, вы поймете, как все-таки важна роль воспитания «грамотных» родителей. Например, гипертимов необходимо организовывать и поддерживать их самостоятельность, иначе их активность может выйти за рамки дозволенного, а вот замкнутых — учить общаться, помогать знакомиться и дружить, иначе они могут совсем уйти в свой внутренний мир. Напряженно-взрывчатых, например, нельзя отдавать в командные виды спорта, лучше в одиночные виды: легкую атлетику, плавание или теннис. А демонстративных детей с раннего детства — в театральные студии, где они точно будут на своем месте. Ребенка с неустойчивым типом характера необходимо держать в ежовых рукавицах, иначе гиперопека и попустительство приведет к очень печальным последствиям, а вот ребенку с конформным типом характера надо предоставлять благоприятную среду. Все эти детали описаны очень подробно.
Также в книге есть отдельные главы «Как живется при разных сочетаниях характеров» и «Воспитание детей и характер». В первой главе вы, вероятно, узнаете себя и своего супруга и, главное, поймете смысл выражения: «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы он делал тебе» и важность умения слышать друг друга. Во второй главе Юлия Борисовна заключает: «Мудрое поведение родителя в «мелких» жизненных эпизодах — залог развития важных личностных свойств ребенка».
Ю. Б. Гиппенрейтер. У нас разные характеры… Как быть? АСТ. 2012 г.
ФОТО: litres.ru