Раньше дети в основном учились читать в школе — заучивали по букварю буквы, складывали их в слоги. Сейчас большинство школ требует от будущих первоклассников уметь читать. И это неудивительно: дети сталкиваются с большим объемом информации уже в первые недели учебы, и, не умея читать, могут отстать в освоении этой информации. Поэтому многие родители задумываются об обучении чтению ребенка, когда он еще в раннем возрасте.
Когда пора начинать учиться читать? Как научить ребенка читать с нуля? Как правильно научить ребенка читать по слогам? Есть ли специальные методики для обучения чтению? Обо всем этом расскажем в статье.
Когда пора начинать учиться читать
Психологи, логопеды и педагоги спорят о том, когда лучше начинать обучать ребенка чтению. Сторонники раннего развития утверждают, что можно начинать обучение буквам и слогам едва ли не с первых месяцев жизни. Их оппоненты, наоборот, настаивают на том, что ребенку надо дать подрасти, а начинать обучение можно не раньше, чем перед самой школой.
Истина, как обычно, посередине: идеального возраста для того, чтобы познакомиться с букварем, не существует — у каждого ребенка он свой. Кто-то готов к обучению уже в 3 года, а то и раньше, а для кого-то и в 6 лет будет рановато, и это нормально. Просто у каждого индивидуальные темпы развития головного мозга, зрения, психики.
Чтобы понять, пора ли начинать обучать ребенка чтению, стоит проверить его индивидуальную психологическую готовность, которая проявляется, если ребенок:
-
уже произносит все звуки, логопедические проблемы отсутствуют (если это не так, то до обучения чтению могут понадобиться занятия с логопедом);
-
свободно и связно говорит — не отдельными словами, а предложениями и понимает значение сказанного;
-
хорошо различает на слух разные звуки, не путает такие слова, как, например, том и дом, крыша и крыса;
-
понимает направления: сверху вниз, слева направо — именно в таких направлениях нужно будет следовать по тексту при чтении.
Почему необходимо решить логопедические проблемы до обучения чтению с помощью логопеда? Потому что ребенок с такими проблемами обычно не различает на слух похожие звуки, поэтому в его речи появляются ошибки, которые позднее могут перекочевать в чтение и письмо.
Шаг за шагом: обучаем ребенка чтению
Как научить ребенка читать в 5 лет или раньше? Начинается обучение чтению с изучения букв — их показывают малышу на карточках или кубиках и называют. Полезно не ограничиваться кубиками — буквы можно распечатать или написать на листах бумаги и развесить по дому или прикрепить к игрушкам, названия которых начинаются с этих букв («к» — к кукле, «м» — к мишке или мячу и т. д.).
Во время обучения буквам, называйте их так, как они звучат. Название буквы в алфавите нередко отличается от того звука, который она передает: например, звук «л» передается буквой, которая в алфавите называется «эль», а звук «щ» — буквой под названием «ща».
Малыш, который запомнит не «звуковые», а «алфавитные» названия букв, может потом столкнуться с трудностями при обучении чтению слов — вместо слова «лук» он может пытаться произнести «эль-у-ка», а вместо «щука» – «ща-у-ка-а». Позднее, когда ребенок уже будет читать, выучить названия букв в алфавите ему не составит особого труда.
При изучении букв двигайтесь от простого к сложному. Нет смысла в том, чтобы вызубрить сначала весь алфавит целиком, а потом только начинать учить слоги. Выучив несколько самых распространенных букв: «а», «м», «п», можно начинать складывать из них слоги, а из слогов — самые простые, знакомые малышу слова. Сложив из букв «м» и «а» слово «мама» ребенок быстрее увидит практический смысл в чтении. Позднее можно постепенно расширять список известных букв и читать все более сложные слова.
Переход от чтения букв к слогам облегчит букварь Надежды Жуковой, в котором в понятной форме объясняется, как из отдельных букв получаются слоги. Также можно самостоятельно изготовить карточки со слогами или складывать слоги из кубиков с буквами.
От слогов обучение переходит к словам — сначала это самые простые слова с повторяющимися слогами: «мама», «баба», «папа» и односложные «лук», «кот», «сон». Постепенно слова усложняются: от «мамы» и «рамы» к «молоко», «корова», «собака». Слова складываются в простые фразы: «кот спит», «мама мыла раму», «бабушка печет пироги».
Методики обучения ребенка чтению
Как легко научить ребенка читать? Существует множество авторских методик обучения ребенка чтению. Большинство из них достаточно просты и доступны всем, заниматься по ним можно дома без специальной подготовки. Попробуйте такие методики и выберите те, которые будут наиболее интересны для ребенка. Можно остановиться на одной методике или комбинировать несколько понравившихся.
Кубики Зайцева
Усовершенствованный вариант знакомых всем кубиков с буквами, из которых можно составлять слова. В наборе Зайцева 52 кубика, на грани которых нанесены как отдельные буквы, так и склады — сочетания согласной и гласной буквы.
Кубики Зайцева отличаются по цветам, размерам и наполнению, причем у таких отличий есть своя логика — например, на больших кубиках изображены твердые склады потому, что при произношении таких звуков нужно широко открыть рот. Склады на маленьких кубиках — мягкие, потому что рот при их произношении открывается не широко.
В дополнение к кубикам в наборе есть таблицы со складами, которые рекомендуется не просто проговаривать, а пропевать с малышом — так он лучше их запомнит.
Наборы Воскобовича: «Складушки», «Теремки»
«Складушки» — упрощенная вариация кубиков Зайцева, в которой склады нанесены на карточки с картинками. Дополняются карточки диском с песнями, тексты которых соответствуют картинкам. Заниматься по «Складушкам» можно начиная с трех лет.
«Теремки» — набор, который состоит из кубиков-теремков с согласными буквами и кубиков-сундучков с гласными. Сначала малыш осваивает отдельные буквы на теремках и сундучках, а затем вкладывает в теремки сундучки, образуя слоги. Например, в теремок с буквой «м» вкладывается сундучок с буквой «а», таким образом получается слог «ма».
Из теремков и сундучков можно выкладывать слова, переходя от чтения по слогам к чтению слов целиком. Дополняет набор брошюра с подробным описанием методики и различных игр, помогающих освоить чтение. Начинать обучение можно с двух лет.
Методика Домана
Способ обучения чтению Домана на сегодняшний день остается предметом дискуссий, хотя у него есть свои поклонники. Автор методики американец Гленн Доман считает, что нужно сразу обучать ребенка не буквам, а словам целиком, для чего предлагает показывать малышу карточки с такими словами и иллюстрирующими слова картинками.
Противники метода считают, что такой способ обучения направлен лишь на механическое заучивание слов, и, столкнувшись с новым словом, ребенок, скорее всего, не сможет его прочесть, потому что такой карточки он ранее не видел.
Тем не менее, карточками Домана можно дополнить обучение ребенка, который уже умеет читать по слогам — например, можно заготовить карточки со сложными словами, которые ребенок постоянно не может прочитать.
В целом карточки Домана полезны для развития памяти ребенка, поэтому, даже несмотря на то, что полностью опираться на них в обучении чтению нельзя, попробовать позаниматься с ними в качестве дополнения других методик стоит.
Метод Монтессори
Методика Монтессори задействует различные органы чувств — считается, что перед тем, как научиться читать букву, ее нужно прочувствовать. Дети, которые занимаются по методу Монтессори, изучают буквы, рисуя и раскрашивая их, обводя контуры буквы пальчиком, касаясь букв на специальных тактильных карточках из бархатистой бумаги или рифленого картона. Такая методика не только обучает чтению, но и позволяет развить мелкую моторику и способность к анализу.
Карточки для обучения чтению по методике Монтессори можно изготовить самостоятельно из подручных средств: бумаги, картона и даже мелкой наждачки.
Упражнения для обучения ребенка чтению
Существует немало упражнений, при помощи которых дома в игровой форме можно обучить ребенка чтению. Вот несколько самых простых упражнений-игр, которые помогут ребенку освоить буквы и слоги.
Магазин
Что нужно:
-
«деньги» — карточки с буквами или слогами;
-
«товары» — игрушечные продукты или другие игрушки, которые могут продаваться в магазине,
-
«ценники» — листочки бумаги с написанными буквами или слогами.
Игра предельно проста: товар раскладывается на столе — «витрине», к каждой игрушке прилагается соответствующий ценник: например, морковка продается за букву «м» или слог «мо», а игрушечный самолет стоит букву «с» или слог «са».
Ребенок приходит в магазин, выбирает нужные ему товары и расплачивается карточками с нужными буквами или слогами.
Со временем игру можно усложнить — дать малышу больше карточек, чтобы он находил нужные слоги, или отказаться от ценников, лишь называя цену — так ребенок освоит восприятие слогов на слух.
Гаражи
Из карточек со слогами собирается слово (желательно, длиной не менее трех слогов: ко-ро-ва, мо-ло-ко). Карточки-слоги раскладываются на полу, каждая карточка будет «гаражом», в который нужно завезти игрушечную машинку, причем вы командуете, в какой именно гараж заезжает машинка, называя соответствующий слог. Когда все гаражи будут заполнены, предложите малышу прочесть слово, которое получилось.
Игру можно усложнить, располагая карточки со слогами не по порядку, а вразнобой, или добавив лишнюю карточку, если ребенок уже достаточно хорошо читает — в таком случае он может указать, какой слог-гараж оказался в слове по ошибке.
Лото-слоги
В такую игру можно играть с несколькими детьми. Понадобятся карточки со слогами (их можно сделать самостоятельно) и кубики со слогами (можно взять из набора Воскобовича или любого другого).
Участникам раздаются карточки со слогами, после чего ведущий не глядя достает из коробочки кубики со слогами и называет их. Тот ребенок, у которого на карточке есть соответствующий слог, забирает кубик. Малыш, который первым заполнит свою карточку, становится победителем.
Несколько полезных советов для родителей
Будьте терпеливы. Любое дело требует времени и усилий для того, чтобы ему научиться. Ни один, даже самый одаренный ребенок, не станет читать сразу после первых занятий. Дайте малышу время и ни в коем случае не срывайтесь на него, не подгоняйте, не доводите до слез, иначе вместо учебы получится стресс, который создаст негативное отношение к чтению и учебе. А ведь главная цель — не просто научить ребенка читать, но приучить его делать это с радостью, получать удовольствие от чтения.
Подавайте пример. Хотите приучить ребенка к чтению? Читайте сами! Если члены семьи с любовью относятся к книгам, проводят досуг читая, то и малыш непременно будет интересоваться чтением.
Распределяйте нагрузку. Лучше заниматься по 5–10 минут каждый день, чем один раз в неделю, но сразу целый час. Малыш еще не может долго концентрировать внимание, поэтому долгие занятия не будут продуктивными. С другой стороны, ежедневные недолгие занятия помогут держать в памяти уже известные буквы. Частые занятия быстро превращают общение с книгами в приятную и полезную привычку.
Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Чтение вслух вместе с ребенком — лучшая подготовка к обучению. С самыми маленькими можно обсуждать картинки в книжке, задавать по ним вопросы: «Кто здесь у нас нарисован?», «Где у лисы хвостик?». Ребенку постарше можно задавать вопросы по тексту: «Почему лиса попросилась к зайцу в избушку?», «Что такое прорубь?». Такое обсуждение помогает расширить словарный запас малыша, учит его взаимодействовать с текстом, даже если сам он еще не знает букв.
Не ограничивайтесь одним чтением. Буквы можно рисовать и раскрашивать, лепить из пластилина или теста, собирать из веточек или зубочисток. Информация, полученная в такой творческой игре, запоминается легче и быстрее.
Обсуждайте смысл прочитанного. Механическое чтение не имеет смысла — ребенок должен понимать, о чем он читает, поэтому не забывайте регулярно задавать вопросы по прочитанным предложениям.
Покажите ребенку, что буквы есть везде. Нас окружают слова: вывески магазинов, реклама, надписи в транспорте, таблички с названиями улиц — буквы можно найти практически всюду. Для ребенка, который учится читать, поиск знакомых букв может превратиться в увлекательную игру, которая лишь усилит интерес малыша к чтению.
Грамотный подход с учетом возраста и особенностей малыша, терпение и любовь — вот главные условия успешного обучения ребенка чтению.
***
Ждем вас на бесплатном пробном занятии!