Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.
Подготовку к беглому чтению нужно начинать заранее — до того, как ребенок пойдет в школу. О том, какой должна быть техника чтения в начальной школе, как ее оценить у малыша самостоятельно, а также практические рекомендации по ее улучшению — в нашей статье.
Скорость чтения в первом классе
Вопрос «сколько первоклассник должен читать в минуту слов?» далеко не бессмысленный: любой ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо успевал в школе. Именно поэтому многие родители интересуются нормативными значениями по технике чтения. Однако согласно современным стандартам образования в нашей стране, единых цифр по скорости чтения первоклассников не существует: в наши дни образование в первую очередь обращает внимание на качество чтения, скорость является вторичной. Поэтому в каждом учебном заведении свой внутренний норматив, который можно узнать перед поступлением в школу.
Тем не менее существуют усредненные нормы, на которые можно ориентироваться при самостоятельной подготовке малыша:
-
в начале обучения в 1-м классе ребенок уже должен уметь читать, скорость чтения при этом должна быть не меньше 10 слов в минуту;
-
к концу первого полугодия 1-го класса ребенок должен читать со скоростью как минимум 20 слов в минуту;
-
к концу третьей четверти 1-го класса скорость чтения должна составлять от 35 слов в минуту;
-
к концу 1-го класса скорость чтения должна быть минимум 40 слов в минуту.
Нормативы техники чтения в младших классах (2–4)
Внимание учителей к технике чтения не ослабевает на протяжении всего периода обучения ребенка в начальной школе, и это обосновано: именно в это время ребенок совершенствует навыки чтения, и по их уровню можно составить представление о перспективах успеваемости в целом. Как и в первом классе, единых для всех учебных заведений нормативов нет, в каждой школе они свои, но есть усредненные параметры, на которые могут ориентироваться родители:
-
во 2-м классе скорость чтения должна быть не менее 50 слов в минуту;
-
к окончанию 3-го класса ребенок должен читать со скоростью минимум 75 слов в минуту;
-
к концу 4-го класса скорость чтения должна составлять 95 и более слов в минуту.
Другие критерии оценки техники чтения
В современной школе принято учитывать при оценке техники чтения не только скорость, но и другие параметры. К важнейшим параметрам чтения относятся:
-
выразительность чтения — правильная расстановка ударений в словах, логические паузы в нужных местах текста;
-
наличие ошибок в произнесении слов — замена сложных для произнесения звуков более простыми (например, «р» на «л»), упрощение сложных слов, искажение слов;
-
особенности чтения — чтение слов по буквам, слогам или полностью;
- осознанность чтения — понимание прочитанного текста, анализ действий персонажей.
Проверка техники чтения у ребенка
Проверить технику чтения малыша можно самостоятельно. Для этого нужно:
-
выбрать удобное время — малыш не должен быть уставшим, голодным, перевозбужденным после подвижных игр;
-
устранить внешние факторы, которые могут отвлекать — выключить телевизор, компьютер, телефон;
-
подготовить удобный секундомер — подойдут часы с секундной стрелкой, песочные часы, секундомер в телефоне;
-
подготовить текст для чтения — можно воспользоваться готовыми подборками текстов в учебных пособиях или в интернете, при этом важно учесть критерии текста, которые будут указаны ниже;
-
попросить ребенка читать текст вслух;
-
засечь 1 минуту с момента начала чтения, когда она истечет, сказать «стоп» и отметить место, на котором остановится ребенок;
-
слушать внимательно, не перебивая и не исправляя ребенка, учитывать не только скорость, но и другие параметры чтения;
-
задать ребенку 2–3 вопроса по прочитанному тексту, которые помогут оценить осознанность чтения;
-
подсчитать количество прочитанных слов;
-
проанализировать технику с ребенком, похвалить за достижения, если нужно — указать на слабые стороны, не ругая малыша и не критикуя его.
Выбор текста
Для того, чтобы проверка прошла успешно и результат ее был достоверным, важно правильно выбрать текст для чтения. Такой текст должен быть:
-
соответствующим возрасту ребенка, без сложных терминов и непонятных малышу слов;
-
написанным простыми предложениями;
-
незнакомым ребенку по содержанию;
-
напечатанным разборчивым шрифтом (кегль не менее 14, межстрочный интервал 1,15–1,5);
-
расположен на одной странице;
-
без иллюстраций и диалогов.
Правильный подсчет слов
При подсчете слов учитываются такие нюансы:
-
подсчитываются все слова, при этом союзы, предлоги, частицы также считаются отдельными словами;
-
если слово в тексте разделено переносом, оно засчитывается за два слова;
-
слова с дефисом засчитываются как одно слово, если по обе стороны от дефиса три и меньше букв (например, жил-был), если больше — то как два слова.
Советы по улучшению техники и скорости чтения
Главный секрет успешного улучшения техники чтения — привить малышу любовь к чтению в целом. Для этого нужно заниматься каждый день, при этом длительность занятий для дошкольника или первоклассника не должна составлять более 20 минут — не нужно доводить ребенка до переутомления, это лишь спровоцирует его негативное отношение к чтению. Атмосфера занятий должна быть максимально доброжелательной: не ругайте малыша, не критикуйте его, не давите. Выбирайте для чтения книги интересной для чада тематики — рассказы о животных, сказки, возможно, детские рассказы о технике (самолетах, поездах). Целью должно быть формирование любви малыша к чтению, а не постановка рекордов. Если ребенок любит читать, улучшить технику его чтения будет гораздо проще.
Также существует несколько приемов, которые помогут улучшить непосредственно показатели техники чтения:
-
Скороговорки. У некоторых детей причиной плохой техники чтения является низкая скорость именно речи, а не чтения как такового. Разучивание скороговорок в прямом смысле развивает речь, учит ребенка быстро говорить.
-
Постановка дыхания. Причиной медленного чтения может быть неправильное дыхание — например, произнесение ребенком фраз на вдохе, а не на выдохе, как нужно. Научите малыша говорить и читать вслух именно на выдохе — можно делать это в игровой форме, например, соревнуясь с ребенком, кто скажет больше слов после глубокого вдоха (сосчитает вслух, споет простую песенку). Так навык говорить на выдохе закрепляется, и малыш начинает читать быстрее.
-
Работа с логопедом. При наличии проблем с дикцией может снижаться и скорость чтения, не говоря уже о том, что само чтение будет неразборчивым. Если малыш не произносит какие-либо звуки — не стоит затягивать с визитом к специалисту.
-
Таблицы Шульте. Одной из частых причин низкой скорости чтения является неумение ребенка сфокусироваться на нужной строчке, читать текст последовательно. Помогают исправить это таблицы Шульте — так называют квадрат 5 х 5 ячеек, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 25. Во время работы с таблицей нужно найти последовательно все числа. Такие упражнения учат малыша быть внимательным и расширяют его угол зрения.
-
Чтение целыми словами. Некоторые малыши задерживаются на этапе чтения по слогам, что снижает скорость чтения в целом. Для того, чтобы помочь ребенку перейти от чтения слогов к целым словам, расставьте в словах ударения. При чтении с ударениями ребенку приходится произносить слово целиком, что помогает избавиться от привычки слогового чтения.
-
Лесенка. Игра в лесенку — еще один способ тренировки дыхания. Суть игры в том, чтобы произносить фразы, постепенно увеличивая их длину. Например:
кошка
кошка сидит
кошка сидит и смотрит
кошка сидит и смотрит в окошко
кошка сидит и смотрит в окошко на птичку
В ходе игры можно сочинять целые рассказы или сказки.
Проверка скорости чтения на сайте IQ007
Проверить технику чтения можно на сайте школы IQ007 по ссылке.
Система предлагает небольшой отрывок текста, который нужно прочесть и ответить на вопросы после прочтения. Скорость чтения измеряется автоматически.
Если вы хотите улучшить технику чтения ребенка или свою собственную, приглашаем вас на программу обучения скорочтению. Занятия составлены опытными специалистами с учетом возраста и интересов учеников — есть программы для всех возрастов, от дошкольников до взрослых. Есть и специальные методики скорочтения для плохо читающих детей.
Ежемесячно педагоги школы IQ007 проводят открытые уроки для родителей, на которых можно познакомиться с методиками обучения и увидеть, как занимаются дети. Ждем вас на бесплатном пробном занятии!