В современном мире высоких технологий письмо от руки может показаться отмирающим навыком — казалось бы, зачем забивать голову бесконечными правилами и орфограммами, если мы все чаще набираем текст на компьютере, который за нами еще и ошибки исправляет?
На самом деле даже самая мощная компьютерная программа видит далеко не все ошибки, а бывает, принимает за ошибки незнакомые или редкие слова. Случаются ситуации, когда компьютера попросту нет под рукой — кто же тогда проверит написанное?
Но главное даже не это. А то, что письмо от руки — это уникальный инструмент, который помогает развивать мозг. Особенно важно такое развитие в детском возрасте, когда формируется большинство нейронных связей, и ребенок подсознательно осваивает огромное количество навыков и умений.
Именно поэтому, а вовсе не потому, что учителя хотят замучить бедных детей прописями и правилами, письмо было и остается одним из важнейших предметов начальной школы. Но что делать, если ребенок пишет с ошибками? Почему эти ошибки появляются и как научить ребенка грамотности? Давайте разберемся!
Почему ребенок пишет с ошибками?
Многие родители привычно упрекают детей, которые пишут с ошибками, в лени и нежелании учиться. Такие упреки не всегда справедливы, иногда причина совсем не в отсутствии желания учиться.
Среди основных причин ошибок:
-
Незнание нужного правила. Здесь всё просто: если ребенок еще не проходил в школе, что «жи-ши» нужно писать через «и», вряд ли он напишет слово «шина» правильно.
-
Переутомление или недомогание. Зачастую родители загружают ребенка внешкольными занятиями так, что тот буквально выматывается физически — разумеется, в таком случае ждать идеальной грамотности не стоит. Также причиной плохо написанного диктанта может оказаться банальная простуда или головная боль.
-
Страх получить плохую оценку. Некоторые дети панически боятся плохих оценок. Причина этого может заключаться как в строгости родителей, так и в личном перфекционизме ребенка. Вне зависимости от причины, результат один: ребенок паникует, не может сосредоточиться на том, что пишет, и допускает обидные ошибки, получая за них плохую оценку.
-
Некоторые особенности ребенка или его окружения. Переученные левши могут иметь некоторые проблемы с письмом, поэтому в наше время от переучивания обычно отказываются. Также трудности с правильным написанием слов могут возникать у детей-билингвов, выросших в двуязычных семьях.
Еще одна причина ошибок ребенка — дисграфия. О ней стоит рассказать подробнее.
Дисграфия или лень?
Дисграфия — частичное нарушение письменной речи, которое проявляется в виде повторяющихся ошибок в написании слов. Дисграфия не имеет ничего общего с низкой грамотностью, это нарушение связано с недоразвитием некоторых зон коры головного мозга.
Отличить дисграфию от лени или пробелов в знаниях можно по таким признакам:
-
пропуски букв или слогов в словах, недописывание окончаний слов, например, дерев или дево вместо дерево;
-
добавление в слова лишних букв или слогов, например, облалако вместо облако;
-
замены букв на те, которые похожи по написанию, например, лашина вместо машина, или же на те, которые похожи по звуку, например, деадр вместо театр;
-
написание букв и цифр в зеркальном отражении;
-
перестановка слогов в словах, например, коваро вместо корова;
-
ошибки в ударном слоге, например, молока вместо молоко;
-
отсутствие заглавных букв в начале предложений, в именах;
-
отсутствие знаков препинания — точек, восклицательных и вопросительных знаков, в конце предложения;
-
неаккуратное письмо — неразборчивый почерк, «уплывающие» вверх или вниз строчки, сливающиеся вместе слова.
Дисграфия — не лень, но и не приговор для грамотности ребенка. Специальные занятия с неврологом и логопедом помогают развить нужные зоны мозга и улучшить ситуацию с болезненной неграмотностью.
Как научить ребенка писать без ошибок: советы родителям
Существует несколько секретов, которые помогут научить ребенка грамотному и аккуратному письму. Они просты и доступны абсолютно каждому, их стоит учитывать в работе со всеми детьми — как теми, у которых есть признаки дисграфии, так и теми, которые не испытывают существенных проблем с письмом.
Секрет №1: уделите внимание развитию мелкой моторики
Между возможностями пальцев выполнять мелкую работу, к которой относится и письмо, и корой головного мозга, отвечающей за такую работу, есть связь, которая работает в обе стороны. То есть с развитием мозга улучшаются возможности пальцев и наоборот — при работе пальцев постепенно совершенствуется мозг. При этом на кору мозга благотворно воздействуют любые мелкие движения рук: рисование, лепка, пальчиковые игры, аппликация, игра на пианино, даже перебирание фасоли (не забывайте, что играть с мелкими предметами даже старший дошкольник должен под контролем взрослого). Давайте ребенку занятия по душе, и позднее эти занятия скажутся положительно при обучении ребенка письму.
Секрет №2: занимайтесь каллиграфией
В наши дни может показаться, что почерк неважен, а первоклашек в школах нужно учить скоростному набору на клавиатуре вместо никому не нужных прописей. Но в таком случае, почему в одном из царств высоких технологий — в Японии – каллиграфии уделяется самое пристальное внимание, а занимаются ей не только школьники, но и взрослые? Многие компании даже нанимают учителей каллиграфии для своих сотрудников и дают им дополнительный перерыв, чтобы они занимались письмом. Дело не в традициях, а все в той же мелкой моторике, которая развивает мозг.
При этом не стоит ударяться и в другую крайность, требуя от первоклашки идеального почерка. Мозгу, а вместе с ним и маленьким пальчикам, нужно время, чтобы научиться писать не только грамотно, но также красиво и аккуратно. Дайте ему это время, спокойно занимаясь с прописями.
Секрет №3: читайте вслух
Как научить ребенка грамотно писать? Как ни странно, один из самых действенных способов — чтение вслух с четким проговариванием слов. Такое занятие помогает заметить «сложные» места в словах — безударные гласные, глухие согласные, всё то, что становится причиной обидных ошибок. Попросите ребенка прочитать ваше любимое стихотворение или почитайте по ролям интересную сказку — вариантов множество, главное, чтобы ребенку было интересно.
Секрет №4: играйте в слова
Игру в города знает каждый: игроки называют по очереди города так, чтобы первая буква следующего слова была последней буквой предыдущего. Но зачем останавливаться на одних лишь городах? Названия животных, птиц, еды, цветов, домашней утвари — вариантов для игры, в которой ребенок постепенно запомнит правильное написание слов, множество. А вдоволь наигравшись в простой вариант, можно его усложнить — например, подбирать слова, которые начинаются не на последнюю, а на предпоследнюю букву предыдущих слов.
Секрет №5: создайте удобное рабочее место
У ребенка должно быть свое рабочее место – хорошо освещенное и с удобной мебелью. Кстати, для того чтобы выработать красивый почерк, рекомендуется заниматься за партой, а не за столом, то есть тетрадь должна лежать под небольшим наклоном.
Научите ребенка сидеть ровно, объясните, что нельзя нагибаться к тетради. Так вы не только проведете раннюю профилактику сколиоза и близорукости, но и повысите учебные результаты чада.
Секрет №6: концентрируйтесь не на ошибках, а на достижениях
В школе учитель традиционно подчеркивает ошибки в словах красной ручкой — это нужно, чтобы быстро их сосчитать и поставить оценку. Нормальный механизм работы учителя, но, к сожалению, он концентрирует внимание малыша на тех буквах, которые написаны неправильно, а не на тех, которые получились хорошо.
Смещенный фокус внимания приводит к повторным ошибкам, а постоянные указания на них создают нервозную атмосферу. Не приносите школьные порядки домой. Забудьте о красной ручке, возьмите любимую яркую ручку ребенка и обводите ею буквы, которые получились лучше всех. Пусть чадо видит, что у него начинает получаться и старается писать еще лучше.
Секрет №7: занимайтесь регулярно
Заниматься от случая к случаю и уж тем более устраивать марафоны по переписыванию тетрадей после плохой оценки в школе, мягко говоря, бесполезно.
Лучше выделить 2–3 дня в неделю, точно так же, как выделяется время для спортивной секции, и в эти дни заниматься с ребенком, придерживаясь хотя бы приблизительного плана. Пусть в него входят разные занятия, чтобы ребенок не скучал: диктанты, чтение вслух, прописи, рисование или лепку нужно чередовать между собой.
Кстати, дети быстро выделяют более сложные и более приятные для себя занятия и нередко начинают уговаривать отложить диктант и вместо него порисовать. На такие манипуляции поддаваться, конечно же, нельзя.
Главный секрет: приходите в школу IQ007
У специалистов школы IQ007 есть ответ на вопрос «как научить ребенка писать правильно без ошибок». Опытные педагоги в сотрудничестве с логопедами и дефектологами разработали специальные программы по обучению грамотному письму и каллиграфии.
В школе IQ007 есть программы для дошкольников и младших школьников, учеников средней школы и взрослых. Каждая программа максимально адаптирована к возрасту учащихся и их интересам.
Обучение в школе IQ007 поможет скорректировать почерк, научиться писать красиво и так, чтобы руки при этом не уставали. Дети научатся находить в словах орфограммы и автоматически применять правила русского языка, а также расширят свой лексикон. Ждем вас на бесплатном пробном занятии!