Многим родителям приходится заставлять своих детей делать что-либо: уборку, домашние задания, чтение, спортивные упражнения и другие дела, к которым у ребенка может не быть самостоятельного интереса. Иногда без авторитарности не обойтись, но на каждое занятие школьника можно мотивировать. Отличие принуждения от мотивации в том, что во втором случае ребенок сам захочет что-то сделать. И это гораздо более здоровый и лояльный подход к воспитанию.
Как правильно вдохновлять ребенка на свершения и из-за чего у него может отсутствовать желание что-либо делать? Мы собрали для вас несколько тезисов и рекомендаций по этой теме.
Причины отсутствия мотивации
Они могут быть самыми разными, и ваша первоочередная цель — выяснить, что именно мешает ребенку заняться тем или иным делом.
Вот несколько распространенных причин апатии:
- Ему неинтересно, он не получает удовольствия от процесса
Если у ребенка не лежит душа к рисованию/математике/спорту/робототехнике или чему-то еще, то вряд ли он будет мотивирован на эти занятия. И здесь важно не столько воодушевить, сколько понять, так ли важно продолжать это дело (если это не обязательная школьная программа). Быть может, лучше попробовать заинтересовать его чем-то иным.
- Не видит смысла в этом занятии
Далеко не всегда ребенок понимает, зачем ему учить стихотворение или решать задачу. То, что все это развивает его в ментальном и эмоциональном плане, ему может быть еще не важно. Вам нужно показать профит и перспективы от выполнения действия, дать ребенку конечную цель, к которой будет приятно стремиться (она должна быть достижима).
- Он устал
Высокая нагрузка современных детей может стать причиной переутомления и раннего выгорания. Если у ребенка нет сил, то даже самое интересное занятие он оставит без внимания, предпочитая просто отдохнуть. И нужно дать ему отдых. Мотивация часто зарождается там, где заканчивается утомление. И в отдыхе тоже можно найти массу полезного.
- Он боится начинать
Страх «чистого листа» знаком многим, его не всегда легко преодолеть. Любое новое или не очень легкое дело может вызвать опасения: вдруг не получится, вдруг не смогу закончить, вдруг потерплю неудачу. Тут будет очень кстати личный пример родителя из разряда «я думал, что у меня ничего не получится, но, как видишь, теперь я успешен в этом и знаю, что делать», — рассказать можно о чем угодно, где есть элемент преодоления страха. Вероятнее всего, ваша уверенность вдохновит ребенка.
- У него проблемы или непонимание с педагогом/воспитателем
Внешние и сопутствующие проблемы тоже могут стать помехой для желания что-либо делать. Учить английский, если есть конфликт с преподавателем, вряд ли захочется. Поэтому стоит проявить чуткость и узнать, почему ему не хочется. Будьте мягки и оставайтесь на стороне ребенка, тогда ему будет несложно поделиться с вами своими переживаниями и вы вместе сможете все улучшить.
Как правильно мотивировать ребенка?
Когда уже понятна причина апатии, можно применять разные методы для развития мотивации. Вот несколько деликатных способов воодушевить ребенка на великие дела:
Внимание и забота
Иногда для того чтобы что-то сделать, нам нужно, чтобы нас поняли. У ребенка может быть какая-то личная причина противиться действию (смущение, конфликт с педагогом, нелюбовь к предмету и прочее), которую он будет утаивать. В доверительной атмосфере вы легко сможете узнать, что ему мешает, и вместе с этим разобраться. А вот чтобы доверять друг другу и понимать ребенка, нам необходимо найти с ним общий язык. И это тоже навык, который можно развивать несколькими способами. О них мы писали в статье «Как разговаривать с ребенком так, чтобы он слушал и слышал».
Похвала и поощрение
Замотивировать ребенка проще, если показать ему реальную выгоду и пользу действия. Причем это необязательно должно быть что-то материальное. Статус и уважительное отношение — тоже отличная мотивация. Главное, знать меру в оценке детских трудов, чтобы не привить ему привычку всегда ждать одобрения действий. Ребенок не должен зависеть от внешних оценок, чтобы быть уверенным в себе. Это поможет ему в будущем избежать синдрома самозванца и синдрома отличника.
А вот материальные поощрения — это почти всегда хорошо. Ребенок будет знать, зачем он что-либо делает. Это сформирует у него адекватное представление о собственном труде и вознаграждении в будущем. Он сможет реально оценивать уровень зарплаты и не согласится на неблагодарную работу.
Отношение к нему, как к равному
Это правило применимо ко всем сферам нашего взаимодействия с детьми. Ребенок — это полноценная, самодостаточная личность, он не должен быть похожим на нас, соглашаться с нами во всем (кроме основополагающих морально-этических норм), интересоваться чем-то определенным. Не нужно давить на него и навязывать свое мнение и интересы.
Если у ребенка нет мотивации, например, к плаванию или изучению еще одного иностранного языка, не нужно пытаться это изменить (в случае с факультативным действием, от невыполнения которого ничего не изменится). Если нелюбимое дело необходимо выполнить, то стоит поговорить с ребенком о том, какие плюсы это принесет в будущем. Либо просто выразить понимание: да, это нелегко, но иногда нам всем приходится делать что-то неинтересное или тяжелое, чтобы в итоге добиться желаемого (например, получить полноценное образование).