Есть знаменитая философская задача про вагонетку и толстяка. Есть два варианта этой задачки, которые задаются испытуемому последовательно. Представьте, что вы стоите около развилки железнодорожных путей. Слева вы видите привязанного к рельсам человека, справа привязаны к рельсам уже 5 человек, и именно на них несется неуправляемая вагонетка. Вы можете спасти этих пятерых, если переведете стрелку налево. В этом случае погибнет только один человек. Переведете вы стрелку?
Большинство опрошенных людей ответили утвердительно, и тогда им задавали вторую задачку. А если вы стоите не около развилки, а на мосту над железнодорожной дорогой, впереди к рельсам привязаны пять человек и опять на них несется неуправляемая вагонетка, но в этот раз с вами рядом стоит очень тучный человек, и если вы его столкнете на вагонетку, то она остановится. Убьете ли вы толстяка? И здесь уже большинство ответили отрицательно. Но почему?
Зачем же ученые задают эти вопросы по вымышленным ситуациям? Что они ищут? Они ищут истоки нашей морали. Есть ли они? Заложены они природой или культурой? А может, религией? Как мы определяем что хорошо, а что плохо? Что можно делать, а что нельзя?
Автор описывает, когда появилась задача о вагонетке, какие ее вариации возникли после, на какие размышления наталкивают ответы людей и какие ответы дают различные теории о морали.
А вы бы убили толстяка?
Эдмондс Дэвид. Убили бы вы толстяка? Задача о вагонетке: что такое хорошо и что такое плохо? Институт Гайдара, 2016 г.
ФОТО: iep.ru