Мы учимся эмоциональным реакциям на основе прочитанных книг, просмотренных фильмов и, конечно, наблюдая за окружающими нас людьми. Андрей Зорин раскрывает это на истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века.
Автор начинает книгу с описания двора Екатерины II, который формирует эмоциональный репертуар дворянской элиты, потом описывает кружок московских розенкрейцеров, предложивших свой набор «символических моделей чувств», во многом альтернативный придворному. Т. е. Андрей Зорин задает контекст, в котором вырос юный главный герой книги, одаренный поэт Андрей Иванович Тургенев.
Вторая глава рассказывает «о монументальном культурно-историческом повороте русской образованной публики к западноевропейской словесности как к основному источнику формирования своего эмоционального репертуара».
Основную часть книги автор посвящает анализу дневника Андрея Тургенева, его истории любви и смерти. Андрей Иванович хотел походить на героев «Коварства и любви» и «Разбойников» Фридриха Шиллера, «Страданий юного Вертера» Жан-Жака Руссо в своих чувствах и эмоциях. Ему это не удалось, этот разлом между желаемым и реальным чувствованием он фиксировал в своем дневнике.
Книга «Появление героя» наглядно показывает, что важно, какие книги вы читаете. Из этих книг подсознательно берутся образцы подражания. То же самое верно для фильмов и сериалов.
Зорин Андрей. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX. Новое литературное обозрение, 2016 г.
Фото: the-village.ru