Давайте вспомним хорошую крылатую фразу из знаменитого фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». А как понять, если свои ощущения давно в прошлом?! Как понять ребенка, когда ты давно не ребенок?
Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер — сборник воспоминаний детства знаменитых людей. Читаешь их, и в памяти появляется свое детство. Я, к примеру, в детстве, лежа на сончасе в садике, искала на выкрашенной стене силуэты животных, и сончас проходил быстрее. А еще как важно было не наступать на швы плиток тротуара, ведь так можно было «сделать плохо Ленину»! И ведь не скажешь это папе, который торопится и тянет тебя за руку. И суп ты не ешь быстро, потому что это не суп, а море, где плавает вовсе не лапша, а пришельцы (прямо как в воспоминаниях М. В. Осориной).
Родителям очень важно знать и понимать, что детям свойственно наделять предметы силой и душой (детский анимизм мышления). Это абсолютно нормально для детской психики, а многие родители волнуются, ставят ребенку, который с кем-то разговаривает или мяукает за столом, страшные диагнозы. Прочтя отрывки воспоминаний Павла Флоренского, Агаты Кристи, Марии Осориной, Марины Цветаевой, вы лучше поймете своего малыша. Вы убедитесь, как важно играть с ребенком, находясь с ним в «сотворчестве», позволяя выражать и проживать все накопившиеся эмоции, и обязательно увидите мир глазами ребенка. Первая глава книги Юлии Борисовны так и называется.
Вторая глава «От увлечения к признанию» содержит отрывки из воспоминаний знаменитых людей разных профессий: музыканта, писателя, естествоиспытателя, режиссера, физика. Очень интересно на страницах книги проследить становление известного человека, а главное, увидеть суть поведения родителей, как поддерживать интерес и эмоциональную захваченность ребенка, не давить, но при этом дисциплинировать.
Огромная роль родителей описана и в следующей главе «Близкий значимый взрослый». Она может быть и не всегда положительной, но точно очень влияет на развитие личности ребенка. Ведь некоторые вещи не забываются никогда, в течение всей жизни. Всем родителям необходимо прочесть эту главу, чтоб убедиться в том, как важны взрослые, что чувствуют дети, как в них борются чувства любви, ужаса и восхищения! А ведь именно ласка, понимание, эмоциональное тепло мамы и папы дают закладку благополучия будущей личности, дают ориентиры.
Последняя глава «Занятия, учеба, школа» показывает, как важна в обучении ребенка увлеченность самого педагога, а непокорность и упорство ребенка приводит его к огромному успеху. Также в этой главе содержатся принципы германской школы «Саммерхилл», созданного А. Ниллом, выдающимся педагогом. Вместе погрустим, что не учились в такой, и помечтаем, чтобы все дети были свободными и счастливыми. Ведь это залог комфорта и успеха!
Спасибо Юлии Борисовне за очередную чудесную книгу, которая учит снова быть ребенком, лучше понимать детскую психику, а также за то, что она своими комментариями ненавязчиво воспитывает нас, родителей. А как известно, воспитывать нужно именно взрослых.
Ю. Б. Гиппенрейтер. Родителям: как быть ребенком. АСТ. 2011 г.
ФОТО: 7books.ru