Оссиан Уорд в книге «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство» учит вглядываться в современное искусство, искусство, созданное после 2000 года. Сейчас искусством считаются не только картины и скульптуры, но и различные инсталляции, перфомансы. Произведение может быть сделано из чего угодно. Ясно выраженных движений и строгих определений, свойственных искусству XXI века, ныне не существует. И как разобраться во всем этом многообразии?
«Над нашими головами пролетают самолеты, мимо несутся автомобили. Мелькают экраны телефонов; к нам взывают вывески магазинов, рекламные плакаты предлагают нам товары. Изображения теснят друг друга, объекты отчаянно пытаются оказаться в нашем поле зрения, а время течет стремительно и неумолимо. В наши дни мы не часто останавливаемся, чтобы вглядеться во что-то.
Когда за наше внимание сражается столько голосов и визуальных образов, удивительно, что мы вообще умудряемся осмысленно воспринимать хоть какую-то информацию в повседневной жизни, учитывая наше практически беспрерывное взаимодействие с интернетом, телевидением, смартфоном, лентами обновлений в социальных сетях и двадцатичетырехчасовым потоком новостей, не говоря уж о гуле и грохоте большого города. Дарвиновский закон выживания теперь работает за счет нашей способности смотреть — только сильнейшие образы проходят отбор, но и даже тогда мы удостаиваем их лишь беглого взгляда».
Оссиан Уорд разработал метод TABULA, которым предлагает воспользоваться и нам для понимания современных экспонатов. TABULA — это акроним, он помогает запомнить шаги метода:
-
Т — это терпение. Необходимо смотреть на произведение в течение минимум 5 вздохов и выдохов.
-
А — ассоциации. Какие ассоциации у вас возникают при рассматривании экспоната?
-
В — бэкграунд. В каком контексте представлена работа автора? Что является предметом исследования художника?
-
U — усвоение. Какой смысл у произведения?
-
L — лучше посмотреть еще раз;
-
А — анализ.
Далее автор приводит примеры своего анализа произведений, разделяя их по принципу «для чего они были созданы»: как развлечение, как конфронтация, как событие, как послание, как шутка, как зрелище или как медитация.
После прочтения сразу хочется сходить в ближайший музей современного искусства для освоения полученных знаний.
Книга для тех, кто не готов сразу отвернутся от современного искусства, а стремится разобраться, что же все-таки такое, это современное искусство, и что хотят выразить художники.
Оссиан Уорд. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство. Ад Маргинем, 2017 г.
ФОТО: ozon.ru